Регистрация страниц в РКН
1 ноября 2024 года вступил в силу новый закон: все паблики и каналы с аудиторией больше 10 тысяч человек нужно регистрировать в реестре социальных сетей РКН. Причем неважно, кому они принадлежат: гражданину, организации или индивидуальному предпринимателю.
Уточнение. Если у НКО две страницы: одна в Телеграме на 8 тысяч участников, а вторая — во «ВКонтакте» на 10 тысяч, то регистрировать нужно только вторую. Суммировать подписчиков и регистрировать обе соцсети, не нужно. Каждая из них регистрируется отдельно по достижении отметки в 10 тысяч подписчиков.
Санкции для тех, кто не зарегистрировал свою страницу, начали работать с 1 января 2025 года.
Какие негативные последствия ждать, если вы еще не зарегистрировали свои соцсети в РКН
- Запрет на размещение рекламы
- Запрет на призыв донатить
- Зарегистрированные паблики не смогут репостить информацию с вашей страницы
Для зарегистрированных организаций тоже существует ряд правил, за нарушение которых следует исключение из реестра социальных сетей.
Так, например, зарегистрированным организациям нельзя постить информацию, доступ к которой может быть ограничен, согласно статьям 15.1—15.3-1 и 15.5 Закона об информации. Среди такой информации — призывы к экстремизму, участию в несанкционированных митингах, оскорбление власти, онлайн-реклама алкоголя, информация, пропагандирующая наркотики, способы совершения суицида, фейки, дискредитация и так далее.
Кроме этого, нельзя размещать информацию о донатах страницы, которая не прошла регистрацию. «Предположительно речь идет о незарегистрированной странице, которая призывает донатить, а вы распространяете эту информацию и таким образом как бы помогаете ей. Это тоже может быть основанием для исключения из реестра», — объяснила Светлана Кузеванова, медиаюрист, автор телеграм-канала «Кузеванова рассказывает».
Если уже после регистрации число подписчиков падает ниже отметки в 10 тысяч человек, об этом нужно уведомлять Роскомнадзор. Если вы этого не сделали, РКН имеет право самостоятельно удалить страницу из реестра.
На страницы, которые еще не набрали 10 тысяч подписчиков, распространяется одно единственное правило — не репостить никакую информацию со страниц в соцсетях с аудиторией более 10 тысяч подписчиков, не прошедших регистрацию.
В законе речь идет только о репостах. Однако Светлана Кузеванова подозревает, что это упрощение, и репост — одна лишь из форм распространения информации. Скорее всего, под санкции можно будет попасть и за цитаты, ссылки и скрины. Насколько широко будет трактоваться слово «репосты», в законе не указано, поскольку пока нет правоприменительной практики.
Как должна выглядеть верификация страницы
Как обозначение А+ в верхней части страницы рядом с наименованием и в ее описании. Кроме этого должна быть добавлена уникальная гиперссылка на страницу регистрации паблика.
Будет ли запрещена реклама в запрещенных соцсетях с 1 марта
На сегодняшний день предлагается запретить распространение рекламы на информационных ресурсах нежелательных, экстремистских и террористических организаций, а также на иных информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.
Законопроект был принят в июле в первом чтении. На сегодняшний день ожидается рассмотрение во втором чтении. Если рассмотрение пойдет быстро, то законопроект должен вступить в силу 1 марта 2025 года.
Рекламный сбор
С 1 апреля 2025 года вводится сбор за распространение рекламы в интернете — 3% от квартальной выручки организации. Платить его будет не только непосредственный рекламораспространитель, но и все посредники: рекламные агентства, рекламные ассистенты и даже рекламодатели, которые являются российскими юрлицами, которые заключили договор с иностранным рекламораспространителем. Простыми словами: каждый участник цепочки заплатит эти 3%.
Сбор не надо уплачивать при распространении рекламы:
- на сайтах вещателей ТВ, радио и информационных агентств
- на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и в мультиплексах
- на сайтах сетевых изданий редакции и (или) учредителей, которые:
- учреждены государственными/муниципальными органами и организациями либо государственным/региональным/муниципальным участием,
- в течение года получали бюджетные ассигнования из бюджета на функционирование СМИ,
- осуществляют деятельность редакции, издателя, учредителя периодического печатного издания с определенным совокупным тиражом в течение года и определенной периодичностью выпуска (не менее чем 15 млн — два и более раз в неделю; 2.5 млн — один раз в неделю, в две или три недели; 700 тысяч — один раз в месяц или в два месяца; 300 тысяч — один раз в квартал и реже).
Навыки 2025 года
Прежде, чем планировать свою стратегию, стоит приглядеться к тем умениям, которые пригодятся в работе с контентом, считает Оксана Силантьева, создатель и руководитель Лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа». Среди них есть как hard skills, так и soft skills. Делятся они на личные и командные.
«Коммуникация — это кровеносная система, которая пронизывает всю команду. Каждый человек, волонтер или благополучатель — это те люди, которые встроены в большую коммуникационную систему. Поэтому мы не сваливаем всю работу только на коммуникаторов из нашей команды. На представленность НКО в медиа пространстве влияет деятельность абсолютно каждого члена команды», — считает Силантьева.
Так на чем стоит сфокусироваться в этом году команде НКО
Личные hard skills: работа с аналитическими инструментами (VK Stats, Telegram Analytics, Яндекс.Метрика), навыки создания визуального контента (дизайн/иллюстрации/схемы/карточки/монтаж), использование нейросетей в создании контента
Командные hard skills: умение выстраивать контент-стратегию и распределять задачи в команде, совместное использование инструментов (редактирование, дизайн и т.д. для экономии времени), организация коллабораций — взаимодействие с партнерами и экспертами
Личные soft skills: самоорганизация — управление временем и задачами, креативность — генерация идей для контента и акций, адаптивность — умение быстро перестраиваться под новые условия
Командные soft skills: навыки коммуникации — ясное выражение мыслей, навык обратной связи — способность договариваться, давать и принимать конструктивную критику, навык фасилитации — умение организовывать обсуждения, принимать решения и создавать продуктивную атмосферу в команде.
«Я бы навела генеральную уборку. Посмотрела бы не только на те медиа площадки, которыми вы управляете, но и на те, на которые выходите, а затем сделала бы рейтинг результатов: что дает отклик, трафик, донаты и авторитет. Советую также прописать в документе все юридические ограничения и рамки, что нужно проверять во избежание рисков и с какой регулярностью», — говорит Силантьева.
За кем стоит следить и какие мероприятия посещать
Конференции для НКО
— Белые ночи фандрайзинга
дата: 23-26 июня 2025 года
— «Медиа / НКО-профи»
дата: примерно 24 октября
— Фестиваль подкастов НКО «Иди на звук»
дата: январь 2026
— Передвижная конференция «Авангард»
дата: вторая половина года
— «Социальные инвестиции»
дата: 14 февраля
— «Форум благотворителей и меценатов»
дата: 4 марта
— Ежегодная конференция Форума Доноров
дата: январь 2026
— Форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество»
дата: ноябрь
— «Фабрика пространств»
дата: 16-17 октября
— Конференция АСОПП
дата: ноябрь
— «Технологии добра»
дата: примерно декабрь
Проекты для соучастия НКО
- Конкурс годовых отчетов
- Неделя прозрачной благотворительности
- Щедрый Вторник
- Партнерская среда
Проекты для отслеживания и участия
- Мониторинг Института развития гражданского общества НИУ ВШЭ
- Центр развития филантропии Благотворительного фонда Владимира Потанина
- Пульс НКО
- Research Got Talent
Полностью посмотреть медиаклуб можно по ссылке.
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.