6 февраля в Центре «Благосфера» прошла дискуссия «Как изменилось отношение россиян к НКО за 2024 год и на протяжении 16 лет?». На ней представили последние данные мониторинга, который ведет Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». Материал подготовлен по следам встречи.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ изучает изменения в работе НКО почти 20 лет. С 2007 года разработана схема, по которой проводят мониторинг: одни показатели остаются стабильными на протяжении многих лет, некоторые — добавляются в связи с новыми вызовами.
«Например, сейчас мы изучаем добровольческую деятельность на новых территориях волонтеров-ремонтников, которые приезжают туда по линии Русской православной церкви. Казалось бы, очень узкая категория добровольцев, но очень интересная», — приводит пример Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Мониторинг позволяет оценить состояние гражданского общества. А также понять: как меняется отношение россиян к некоммерческому сектору — в том числе в последние 16 лет?
Три кита взаимодействия
Три базовых показателя, которые регулярно изучает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, — информированность, доверие и участие в деятельности негосударственных НКО.
Последние три года кривая постепенно превращается в прямую: с 2019 года сильных изменений нет.
Так, процент тех, кто слышал хотя бы об одной НКО, вырос с 77 до 81% с 2021 года. Процент тех, кто доверяет хотя бы одной некоммерческой организации, также остается почти неизменным: 56%. И еще 27% опрошенных участвуют в деятельности НКО — этот показатель тоже не сильно меняется.
В целом уровень солидарности в обществе довольно высокий. С 2021 года доля россиян, которые считают, что в стране больше сплоченности и согласия, выросла почти в два раза: с 24 до 50%. А 76% опрошенных готовы объединяться с другими для совместных действий, если их идеи и интересы совпадают.
«Мы не спрашиваем о том, объединяются ли люди именно для помощи другим. Объединяться можно для разных целей, и потенциал в этом высок. А если посмотреть на первые цифры нашего мониторинга (в 2007 году людей, которые готовы объединяться, было не более 59%), то разница видна. Совместная деятельность постепенно проникает в повседневную жизнь», — говорит Ирина Мерсиянова.
Как отмечает Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, рост сплоченности — это естественный процесс: общество всегда объединяется, когда сталкивается с глобальными вызовами. А таких за последнее время было немало: COVID-19, специальная военная операция, ЧС…
Волонтеры, работающие на месте разлива мазута в Анапе. Фото: Инна Йоффе / АСИ
«Казалось бы, такие вызовы должны проецироваться и на НКО, повышая к ним доверие, ведь они тоже разрешают разные социальные проблемы. Но люди массово не осознают связку ”НКО — оказание помощи”. Для них это вещи из параллельных миров. Плюс есть масса внешних факторов: если параллельно они слышат риторику про то, как НКО устроили цветную революцию в другой стране, это тоже повлияет на уровень доверия», — рассуждает Елена Тополева-Солдунова.
Смутный образ
Во время мониторинга исследователи спрашивают, о каких общественных, некоммерческих организациях и инициативах в своем городе знают респонденты. Большинство — 41% — называют садовые и дачные товарищества. Еще 37% опрошенных упоминают профсоюзы. А вот благотворительные организации появляются реже.
«Благотворительные фонды упоминают 22%, благотворительные организации — 30%, благотворительные инициативы — 22%. Но если мы объединим в одну переменную эти три строки, то ситуация будет другой. Тогда видно, что процент россиян, который знает хоть что-то благотворительное на своей территории, — 44%. И тогда мы уже конкурируем с садоводами и огородниками», — объясняет Ирина Мерсиянова.
Но центр специально не объединяет эти пункты в одну строку: это позволяет анализировать развитие гражданского общества качественнее.
Чаще всего люди узнают о работе некоммерческих организаций через сарафанное радио: 56% слышали об их работе от других людей. Еще 32% видели информацию в интернете, а 24% — узнали из публикаций в местных СМИ.
Падает процент тех, кто узнает о работе НКО из центральных газет, теле- и радиоканалов: если в 2007 году таких людей был 31%, то сейчас — 22%.
Причин у этого несколько. С одной стороны, попасть в телевизор — сложная задача. А кроме того, отмечает Елена Тополева-Солдунова, все большей популярностью начинают пользоваться новые медиа, в то время как социальная реклама перестает быть ведущим способом продвижения.
Фото: Lana Codes / Unsplash
«Хотя самопродвижение все еще не приносит тех результатов, которые хотелось бы видеть. Нужна просветительская работа: ее никогда не будет достаточно, она должна быть постоянной, профессиональной, видимой. Мы не можем позволить себе умыть руки и расслабиться», — говорит директор Агентства социальной информации.
Вопрос доверия
Большинство россиян не понимают разницу между некоммерческой и общественной организацией. Хотя второе отзывается чуть с большей теплотой, потому что звучит не так формально.
Чтобы понять, кому россияне доверяют, исследователи показывают конкретные виды НКО и уточняют, кто из них вызывает доверие. По статистике, 35% опрошенных никаким НКО не доверяют. Если объединить благотворительные организации, фонды и инициативы — им доверяют 18% опрошенных. Это самый большой показатель на фоне остальных.
«Без привычки взаимодействовать с НКО не формируется социальная база. Невозможно доверие к абстрактному объекту — доверять будут только тем, с кем взаимодействуют», — уверена Ирина Мерсиянова.
Как отмечает Елена Тополева-Солдунова, рост доверия к НКО подтверждает и рост числа пожертвований, который фиксируется во многих исследованиях. А также тот факт, что с каждым годом все больше россиян обращаются за помощью к негосударственным поставщикам соцуслуг.
«Мы все свидетели того, сколько предпринималось попыток пресечь мошенников и остановить их противоправную деятельность. Но к сожалению, жулики остаются. И когда я в очередной раз сталкиваюсь с обманом под видом благотворительности, то боюсь, что упадет доверие к НКО в целом. Но сильных падений даже на фоне скандалов мы не видим. А это говорит о том, что изменения становятся устойчивыми. Пусть они будут не быстрыми, но постоянными», — рассуждает Тополева-Солдунова.
Потенциал взаимодействия
Одна из особенностей мониторинга в том, что он не только описывает фактические взаимодействия. Но и изучает потенциал вовлечения россиян в жизнь гражданского общества.
Например, исследователи выяснили, что в 2024 году 41% опрошенных готовы жертвовать деньги организациям и гражданским инициативам. А еще 36% — быть волонтерами. Это число сокращается с пандемийных времен, но быть тревогу исследователи не советуют.
«Доля тех, кто готов помогать, сокращается. Но это не значит, что реальной помощи тоже будет меньше: те, кто имеет привычку помогать, будут продолжать это делать в любой форме», — говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Фото: Алиса Чемаданова / АСИ
При этом те, кто готов жертвовать деньги и заниматься волонтерством, чаще всего готовы поддерживать именно благотворительные организации.
«Моя гипотеза, почему цифры падают, — люди начинают осознанно относиться к теме и отвечают более вдумчиво, взвешивая ответы. Потому что на деле мы видим хорошую динамику, люди откликаются и помогают НКО», — говорит Елена Тополева-Солдунова.
Один из примеров такой отзывчивости: в 2023 году налоговые вычеты на благотворительность заявили 618,8 тысячи граждан, в то время как в 2022 году их количество составляло 13,8 тысячи. И каждый год таких людей становится все больше.
«Если говорить про будущее, то на графиках меня пугают скачки — они говорят о неустойчивости и о том, что на людей влияют внешние факторы. Так что пусть будет пусть медленная, но позитивная динамика», — заключила обсуждение мониторинга директор Агентства социальной информации.