Новости
Новости
20.02.2025
19.02.2025
18.02.2025
18+
Статьи

Зачем НКО измерять цифровую зрелость 

На какие критерии можно опираться при самооценке цифровой зрелости, как бизнес может помочь НКО и от чего зависит успех цифровой трансформации сектора.

Фото: Lorenzo Herrera / Unsplash

Цифровая зрелость, по мнению Ирины Гарт, директора по устойчивому развитию «Мобиус Технологии», — это показатель, который характеризует уровень цифровой трансформации организации. Другими словами – это оценка того, в какой точке своего развития сейчас находится организация, адаптируясь к вызовам и возможностям цифровой реальности.

Сегодня доноры и частные фонды все больше начинают смотреть в сторону институционной поддержки некоммерческих организаций, обеспечивать технологическую и техническую помощь, предоставлять своих сотрудников в качестве волонтеров. И если такие темы, как финансовое управление, фандрайзинг, маркетинг, оценка и мониторинг, понятны НКО, то в цифровой трансформации без достаточной экспертизы им может быть довольно сложно разобраться. Поэтому для доноров, которые начинают выделять гранты на цифровую трансформацию НКО, уровень цифровой зрелости может служить параметром, по которому можно проследить, насколько грамотно и эффективно используются их инвестиции.

Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям Фонда целевого капитала «Истоки», считает, что цифровая зрелость — часть общей управленческой, организационной зрелости НКО, способность системно подходить к решению задач в цифровой среде, опираясь на свои возможности и стратегию организации. По данным эксперта, организационно зрелых НКО сегодня не более десяти процентов.

«Мы в фонде вот уже три года, работая с заявками на получение грантов Акселератора цифровых коммуникаций НКО ”Стань заметным”, пытаемся выявить те некоммерческие организации, которые в буквальном смысле слова созрели для системной цифровизации своих основных процессов. Такие организации можно сравнить с нераскрывшимся бутоном: как только они получают возможность решить свои цифровые задачи, сразу получают толчок в развитии — расцветают, растут», — говорит Ольгинский. 

Он выделяет цифровую зрелость двух типов. Первый — когда у организации есть понимание, в какую сторону в плане цифры двигаться, и она ищет ресурсы на цифровую трансформацию. И второй — когда организация решила свои основные цифровые задачи и системно и методично эти инструменты использует.

Критерии цифровой зрелости

Исходя из того, что цифровая зрелость — показатель комплексный, Ирина Гарт предлагает, оценивать ее, используя индекс, содержащий набор критериев, которые касаются различных процессов и практик организации. К ним относятся: управление инновациями, проектное управление, бюджетирование, коммуникация, культура работы с данными и другие. При этом позиция внутри каждого критерия может варьироваться от базового до продвинутого уровней. 

Фото: Lorenzo Herrera / Unsplash

Вместе с Ириной Гарт рассмотрим некоторые основные критерии, которые НКО могут использовать для самостоятельной оценки цифровой зрелости.

  • Инновационная культура 

«Когда мы говорим про цифру — это не всегда про сами технологии, это еще про подходы, ценности и культуру, в частности культуру инноваций в организации, — говорит Гарт. — Далеко не всегда и не во всех организациях она присутствует. В этом случае можно говорить о том, что инновации не считаются организацией чем-то важным и не используются. В процессе развития с осознанием ценности инноваций для сохранения своей конкурентоспособности в организации начинает формироваться атмосфера, в которой сотрудникам комфортно выражать свои идеи и предложения по улучшению деятельности, а организация находит ресурсы для их реализации и поощряет наиболее ценные предложения. На продвинутом уровне инновации — и технологические, и социальные — органично интегрированы в стратегию развития организации, они становятся одним из ее основных преимуществ и залогом успешного достижения миссии».  

  • Обучение и культура управления знаниями

Когда НКО только встает на путь цифровой трансформации, сотрудники обучаются использованию технологий на разовой основе. Затем приходит понимание того, каких навыков и знаний сотрудникам не хватает и под это целенаправленно начинают выделять ресурсы. Самый высокий уровень — когда у организации есть ежегодный план развития цифровых навыков и моделей поведения и он успешно претворяется в жизнь.  

  • Культура работы с данными

«По нашему опыту, это проблема для многих НКО. В тех НКО, которые находятся на начальном этапе цифровой трансформации. Данные собираются, но они разрозненны и используются изолированно друг от друга. Другой уровень — когда в НКО есть политика или регламенты по управлению данными: как эти данные инкорпорируются, интегрируются в разные области работы. И самый высокий уровень — когда оперативные данные используются для формирования результатов деятельности, когда есть информационные панели, когда можно быстро просматривать, например, количество волонтеров, благополучателей, собранных денег».

  • Предоставление услуг

«В каком формате происходит обмен информацией с получателями услуг НКО — традиционные офлайновые сервисы или есть что-то на сайте. Какие сервисы по степени важности переведены в онлайн, а какие не переведены. Или онлайн-сервисы не просто присутствуют в работе организации, но и интегрированы во всю линейку оказания услуг, обеспечивают большие охваты и большее воздействие». 

  • Коммуникации

«На самом базовом уровне НКО используют цифровые технологии главным образом для доведения до целевой аудитории приоритетов деятельности организации. На следующем этапе развития цифра помогает выстраивать процессы коммуникаций с различными аудиториями. Высокий уровень — технологии используются для оптимизации и обеспечения продуктивного и долгосрочного взаимодействия разными группами стейкхолдеров».

  • Бюджет

«На начальном уровне речь идет о том, что бюджет покрывает только самое необходимое, такое как хостинг веб-сайта. По ходу развития организации в нем появляются расходы на тестирование новых идей в приоритетных областях. Организации-лидеры могут позволить себе внедрять цифровые способы деятельности и бюджетируют под рост цифрового потенциала организации». 

  • Технологии

«На базовом уровне развития в организации автоматизированы лишь отдельные системы и уровень эффективности оставляет желать лучшего. На следующем — автоматизированные системы работают стабильно, они безопасны и помогают качественно выполнять базовые операции, которые есть в НКО. На высоком — технологии позволяют связать основные инструменты и системы, причем делают это абсолютно бесшовно и бесперебойно».

Польза самостоятельной оценки

Ирина Гарт считает, что самооценка является крайне полезной практикой. Инструменты самооценки служат для НКО своего рода дорожной картой. «Даже просто заполняя анкеты, начинаешь рефлексировать и понимать, как обстоят дела в организации, какое внимание ты уделяешь одной или другой области, и, ориентируясь на это, начинаешь эффективнее выстраивать работу».

Фото: Tomas Martinez / Unsplash

Что касается доноров, то результаты такой самооценки до начала проекта и после его окончания могут стать объективным показателем того, какую измеряемую разницу дала инвестиция в цифровую трансформацию организации.

От чего зависит успех цифровой трансформации

«Миф, что цифровая трансформация — это для хороших, богатых НКО. Это совершенно не так. Ее успех зависит не от размера организации, а от того, что находится в головах лидеров и в стратегии — где организация видит себя через три — пять лет. Ты можешь оставаться средним или даже небольшим по размерам, но сохранять конкурентоспособность, став цифровым», — считает Ирина Гарт. 

Инвестируя в цифру, нужно понимать, что она принесет организации. «Цифровую трансформацию бессмысленно делать для моды, — продолжает Гарт, — у НКО должен быть понятный расчет, зачем это нужно организации, так как кроме денег этот опыт серьезно меняет культуру работы организации, сложившиеся в ней практики и принципы».

Вложение в развитие цифровых инструментов НКО надо рассматривать как прямые инвестиции, считает Кирилл Ольгинский. Нет смысла инвестировать в цифровую трансформацию организации, если она, ее команда или ее лидер не готовы к этому.

«Важно, в какой степени лидерская команда и сам руководитель НКО не просто является пропонентом цифровых технологий, но является примером для своей команды, используя повседневно технологии в своей работе», — подтверждает Ирина Гарт.

Чем может помочь бизнес

В отличии от НКО, в бизнесе за последние годы накоплен большой опыт успешного прохождения цифровой трансформации. Этот опыт может стать источником знаний для организаций третьего сектора. Например, в IT-компаниях появляются «цифровые ангелы», люди с опытом разработки, продажи и внедрения цифровых решений, которые готовы консультировать НКО и помочь им разобраться, как сориентироваться в многообразии появляющихся цифровых решений, помочь провести цифровой аудит, составить ТЗ на разработку и принять выполненные работы.

Так в «Мобиус Технологии» обратилась НКО с просьбой выстроить процессы по работе с цифровой безопасностью. Проанализировав сложившуюся в организации практику, сотрудники компании помогли выявить угрозы, которые могут повлиять на сохранность персональных данных и бесперебойный доступ к критически важной информации.  

«Вместе с сотрудниками НКО IT-специалисты компании шаг за шагом разбирались, делали аудит цифровой безопасности и вырабатывали дорожную карту изменений, учитывающую специфику данной организации. И самое впечатляющее, что после таких консультаций через несколько недель сотрудники НКО вернулись и рассказали, что уже получилось реализовать и каких изменений добиться», — рассказала Ирина Гарт.

Успех цифровой трансформации НКО сектора и всей социальной сферы в России во многом будет зависеть от того, насколько системно будет выстроено сотрудничество растущей IT-отрасли с организациями третьего сектора. «Грамотно сделанные инвестиции в этом направлении — как в виде экспертной поддержки, так и в виде самих технологий и сопровождения НКО в процессе внедрения этих решений — будут работать не только на некоммерческие организации, но и на рост лояльности сотрудников, на ситуацию в регионах присутствия, на развитие бизнеса. И мы рады, что занимаемся этим не одни. Важно, чтобы компании, используя свой экспертный ресурс, поддерживали уже существующие, доказавшие свою эффективность проекты других компаний и НКО. В центре стоят не деньги, а человек, ради которого все это делается», — говорит Гарт.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике