Новости
Новости
20.02.2025
19.02.2025
18.02.2025
18+
Статьи

Безумные идеи: что делает незрячий красноярец, чтобы город стал удобным для людей с инвалидностью

Он уверен, что умение людей помогать друг другу важнее, чем техническое оснащение при создании доступной среды.

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В статусе Артема Толстоброва в социальной сети «ВКонтакте» написано: «Я вижу сердцем». И это не просто красивое выражение: в детстве он ослеп. Но это не помешало ему получить высшее юридическое образование, найти работу по специальности, расти в профессии, а еще — стать золотым голосом Красноярска. Помимо этого, незрячий исполнитель занимается волонтерской работой и по ее результатам пытается воплощать в жизнь идеи обустройства города, комфортного для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Борьба за зрение

«Я родился в Красноярске в 1980 году. А в три месяца попал в больницу с пневмонией. Тогда в городе была вспышка энтеровирусного увеита, заразилось очень много детей, и я в том числе. Попадая в организм, вирус увеита нарушает работу всех органов, но больше всего страдает зрение. Первые симптомы: покраснение глаз, спайки, смещение зрачка, дикие боли. Когда мама приносила меня маленького в больницу, врачи не знали, чем помочь», — рассказывает Артем.

В итоге он перенес больше 20 операций на каждом глазу. Все детство шла постоянная борьба за зрение, которое к пятому классу пропало совсем. До этого мальчик еще мог читать и знал, как выглядит мир. Единственное, Артема смущает, что город за время его слепоты очень изменился — многое ему известно только по рассказам. А хотелось бы знать самому. Именно поэтому один из проектов, которые он сейчас продвигает, — тактильная карта города. Это важно в том числе тем, кто никогда не видел окружающий мир. 

Артем Толстобров на Байкале. Фото из личного архива

«Одну из операций мне сделали в Одессе. Пересадили роговицу на правом глазу, левый на тот момент не видел совсем. После этого зрение частично вернулось на три года. Но примерно с 2000 года я ослеп полностью и стал ходить с тростью, осталось лишь слабое светоощущение. В последнее время пропадает и оно», — поделился Артем.

Родители Артема очень долго не оставляли мысль о лечении сына. Раз в полгода мама возила его в Москву, где операциями врачи снижали глазное давление. Параллельно родители занимались социальной реабилитацией ребенка. Мама считала, что, несмотря ни на что, он должен жить максимально полноценной жизнью.

«Успех человека с ограниченными возможностями здоровья — на 50% заслуга родителей. Именно они закладывают веру в себя, создают максимально удобные внешние условия для реализации», — признается незрячий красноярец.

Безумные идеи

Артем учился в специализированной школе для слабовидящих детей. Абсолютно слепых, как он, там практически не было. Говорит, что самые распространенные профессии для незрячих, музыкант и массажист, были ему не интересны. О музыке он тогда серьезно не думал, а быть массажистом не хотел, мечтал попробовать что-то новое. В школе ему нравились история и обществознание, и он решил замахнуться на юрфак.

«Конечно, это была безумная идея, — объясняет Артем. — Как учиться, будучи абсолютно слепым, где потом искать работу? Но попробовать хотелось. Тем более недалеко от дома находился юридический техникум. Родители поддержали, мама договорилась, чтобы в техникуме приняли экзамены у слепого человека — русский язык и историю, ЕГЭ тогда еще не было».

Учеба прошла великолепно, Артем получал повышенную стипендию правительства РФ за успеваемость, две тысячи рублей, тогда как обычная составляла 600 рублей. И был единственным незрячим студентом в техникуме. Чтобы записывать лекции, пришлось выучить краткопись по системе Брайля — а это практически вторая азбука.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Педагоги относились с пониманием, все письменные экзамены заменяли на устные. Но если бы не мама, то он вряд ли бы смог учиться: она начитывала учебники сына на магнитофонную пленку, которую он позже переслушивал. Дома до сих пор хранятся стопки аудиокассет. Мама Артема — учитель русского языка и литературы, поэтому к воспитанию сына был не только материнский, но и педагогический подход. А так как он в семье один, именно в него были вложены и вся любовь, и вся требовательность, без которой, как он сам считает, он бы не состоялся ни в одной профессии. 

После окончания техникума появилась мысль пойти учиться дальше, в университет. Мама была тверда: только на очное. Как учиться без зрения, да еще заочно?! Тем более необходима социализация. Артем поступил на юридический факультет и закончил обучение с красным дипломом. При этом жил нормальной студенческой жизнью, где были и кафе, и кино, и встречи с друзьями. Но все, что касалось учебы, было очень серьезно. 

Однажды в университете Артем выиграл конкурс по английскому языку, призом была стажировка в Нидерландах. Принимающая сторона, узнав, что победитель незрячий человек, отказались его принять — нецелесообразно. Но предложили найти деньги на поездку для второго студента и взять его с собой, в том числе в качестве сопровождающего.

Артем решил попробовать. Вторым в конкурсе был его друг Роман Кускашев, значит, поехать должен он. Но где взять деньги? Тогда Артем с мамой решили обратиться за помощью к мэру Красноярска Петру Пимашкову. Тогда градоначальник впервые сыграл большую роль в жизни Артема: деньги на поездку выделили из резервного фонда главы города.

Добрые люди и везение

Второй раз Артем встретился с Петром Пимашковым, когда получал премию главы города за общественную и профессиональную деятельность. Тогда он уже выпустился из вуза и вел для жителей города бесплатный прием в юридической клинике, занимался общественной деятельностью в краевом обществе слепых, пробовал выступать и искал работу. Как замечает сам Артем, одно дело закончить университет, а другое — найти организацию, которая готова тебя взять, и убедить работодателя, что ты будешь полезен.

«В плане инвалидов и работы до сих пор жив стереотип: “Опять эта соцзащита, мы что, тебе просто так должны деньги платить, а ты будешь рабочее место занимать?” Мало кто верит, что человек с инвалидностью будет реально полезен», — говорит Артем. 

Сначала он обратился в свой техникум с предложением преподавать. Не взяли. Тогда бывший преподаватель предложила ему пойти в частный колледж. Там молодого человека приняли на работу со словами: «Пробуй, по ходу разберемся».

Он преподавал год, никаких проблем с тем, что он незрячий, не возникло. Единственное, журнал за него заполняли другие преподаватели, он лишь диктовал оценки. По словам Артема, везде, где он встречал отпор, в противовес на его пути встречались добрые люди, которые были готовы дать шанс. 

Артем Толстобров. Фото из личного архива

Вскоре, поняв, что хочется расти дальше, Артем ушел из колледжа. И тут состоялась третья судьбоносная встреча с главой города. Артем уже сам пришел к нему на прием и заявил, что хотел бы работать в администрации города. Пообщавшись, выяснили, что больше всего его привлекает молодежная политика. Следующие 15 лет Артем проработал главным специалистом-юристом департамента молодежной политики администрации Красноярска. 

«Было сложно, порой невыносимо, но, как я уже сейчас понимаю, на самом пике как раз и закаливался мой характер, — рассуждает Артем. — Наряду с невероятной требовательностью меня по-человечески очень поддерживали и помогали». 

В 2021 году Артем понял, что не сможет расти в этой должности в администрации города, и решил уйти. А потом получил предложение стать заместителем руководителя Молодежного центра путешественников, где и работает до сих пор.

Доступная среда

С детства Артем состоял в краевом обществе слепых. Сначала как участник мероприятий, позже — как организатор и консультант. Сегодня его, в том числе как юриста, регулярно привлекают к разработке грантовых социальных проектов. Он входит в координационную рабочую группу по доступной среде администрации Красноярска, которая обсуждает темы доступных дорог, светофоров, социального такси, вырабатывает идеи и доносит их потом до руководителей департаментов.

Кроме того, участники группы разбирают сложные моменты, где пересекаются интересы людей с инвалидностью. Например, как поясняет Артем, для незрячего человека снижение бордюра на улицах города смерти подобно. А для человека на коляске это препятствие.

«Мы уже давно бьемся за систему “Говорящий город”, — объясняет Артем. — Когда у незрячего человека есть абонентское устройство, на которое подается сигнал со светофора, он слышит его в наушниках. Если подъезжает автобус, говорится, какой номер, если он подходит к аптеке, сообщается, где крыльцо. В Сочи, Питере, частично Москве такая система уже работает. В Красноярске же чиновники отвечают, что вас, незрячих, слишком мало, чтобы ее внедрять». 

Еще один, уже персональный проект Артема, который он и его команда начали внедрять в городе, — «Сокращая дистанцию». Его суть в том, что собирают команду из трех человек: незрячего, неслышащего и человека на кресле-коляске. Команда отправляется, допустим, в театр, где знакомит с навыками общения с людьми с инвалидностью тех, кто непосредственно контактирует с посетителями.

С участниками проекта «Сокращая дистанцию» в театре. Фото из личного архива Артема Толстоброва

Смысл этого проекта не в том, чтобы человеку с инвалидностью адаптироваться в городе. А в том, чтобы научить обычных людей взаимодействовать. Как правило, сотрудники театров, кинотеатров, музеев, социальных и общественных учреждений зачастую просто не знают, как себя правильно вести с человеком с инвалидностью, чем можно помочь, а чем навредить или обидеть. 

«Половина людей не то чтобы не хотят работать с инвалидами, а просто не знают, как это делать. Их нужно просто научить. Около часа мы с командой теоретически и практически объясняем, как вести себя, если к вам пришел человек с той или иной инвалидностью, показываем, рассказываем, даже шутим, чтобы было понятно и доступно», — делится активист.

Проект уже опробован на учреждениях молодежной политики, большом концертном зале и нескольких городских театрах. Пока он чисто волонтерский. Чтобы пойти дальше, в том числе в образовательные учреждения, нужны средства. Но получить грант на это пока не удалось.

Вершина цивилизации

У Артема есть еще одно предложение, которое могло бы улучшить качество жизни красноярцев с инвалидностью. Активист считает, что во всех учреждениях культуры города должны работать специалисты по тифлокомментированию, и эту идею пока тоже не удается масштабировать.

Незрячим людям сложно воспринимать информацию со сцены, с экрана кинотеатра. Но они хотят ходить в кино, наслаждаться интересным спектаклем. В этом им может помочь тифлокомментатор, который находится либо на задних рядах в зале, либо в специальной комнате. Этот специалист смотрит кино или спектакль вместе со всеми, а в паузах между диалогами поясняет незрячим посетителям, что происходит на сцене или экране, в какую одежду одет персонаж, что он сделал, какие эмоции у него на лице. Эти комментарии люди с инвалидностью по зрению могут услышать при помощи специальных наушников.

Сегодня в Красноярске профессионально тифлокомментированием занимается Анна Вильданова. И пока такие проекты возможно проводить лишь на грантовой основе, поэтому спектакли с тифлокомментированием в Красноярске появляются нечасто. Артем считает вершиной цивилизации, когда в каждом учреждении культуры появится свой тифлокомментатор и сурдопереводчик. 

А еще активист мечтает о тактильном музее, где незрячему человеку можно будет знакомиться с тем, как выглядит город, его основные здания, птицы, животные. Он замечает, что сейчас на 3D-принтерах можно изготовить все что угодно — это могло бы расширить кругозор незрячего человека. 

«Доступная среда — это люди. Не нужно вкладывать огромные деньги в техническую составляющую, нужно просто научить людей помогать другим людям. Если в учреждении есть помощник администратора, который тебя встретит, проводит и все объяснит, нет нужды в тактильной плитке на полу за несколько миллионов, она все равно не поможет. Человек человеку придет на помощь гораздо быстрее», — замечает активист.

Смысл жизни

Параллельно с основной работой и волонтерством Артем реализуется как автор песен и исполнитель. Говорит, что музыка для него — это хобби, которое стало смыслом жизни. Он занимался с преподавателем в педагогическом колледже, потом поступил в музыкальную школу, где учился академическому вокалу. Параллельно начал писать песни. Участвовал в конкурсах, где несколько раз становился лауреатом. В 2006 году вышел его первый альбом «Моим друзьям», в 2009 году второй — «Певец души». После прошли два сольных концерта в Красноярске.

Артема приглашают выступать на Дне города и в честь Дня Победы. В 2007 году он встретил свою жену Наталью, она профессиональный педагог по вокалу. Теперь Наталья и его педагог — и первый критик. Причем, как отмечает Артем, очень конструктивный, если ей не нравится, значит, на то есть причина.

В ноябре 2024 года Артем получил гран-при национального проекта развития песенной культуры «Родники» за свою песню «Три сестры». На гала-концерте в Нижнем Новгороде награду ему вручал создатель проекта Олег Газманов. Вскоре после этого Артем выступил на форуме «Мир другими глазами» в малом зале Государственного Кремлевского дворца. Как признается сам исполнитель, «такого успеха не ожидал никто». Хотя он шел к нему все это время.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике