В 2024 году Агентство социальной информации представило новую линейку текстов — «НКО за 30 лет». Это серия интервью, в которых эксперты, годами сотрудничающие и следящие за сектором, делятся своими наблюдениями и ощущениями. АСИ подготовило краткий обзор материалов, вышедших в этой линейке.
«Сектор в цифрах», Ирина Мерсиянова
Линейку текстов, посвященных 30-летним метаморфозам третьего сектора, открыло интервью Ирины Мерсияновой, директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
В нем мы говорим о том, как НКО удалось поддержать страну после развала СССР, как сектор преодолевал недоверие, на что влияют и как помогают проводимые о секторе исследования и опросы и каких тенденций ожидать в ближайшем будущем. И все это подкреплено цифрами.

Данные всероссийских репрезентативных опросов населения в рамках мониторинга состояния гражданского общества за последние 15 лет показывают, что вовлеченность населения в деятельность некоммерческих организаций постепенно росла: если в конце нулевых и начале десятых только 15–18% опрошенных декларировали свое участие в деятельности тех или иных НКО, то к 2019 году уровень вовлеченности поднялся до 29% и с тех пор оставался в пределах 24–28%.
«Человеческий капитал и роль договороспособности», Александр Аузан
Героем следующего интервью стал Александр Аузан, доктор экономических наук и декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В своих работах он часто упоминает, что человеческий капитал — это важнейший актив социально-экономического развития.
В разговоре он объясняет, почему третий сектор корректнее называть сектором гражданских организаций, а не некоммерческим, почему говорить о партнерстве с властью еще нельзя, зачем налогоплательщикам право адресно направлять часть своего налога туда, куда они считают нужным.

Я всегда был сторонником того, что нужно делать ставку на человеческий капитал в вопросе будущего страны. Для меня это — страна умных людей, которые живут не сырьем, а умом и талантом тех, кто здесь рождается и живет.
«Правозащита и влияние СМИ», Ева Меркачева
Не секрет, что СМИ и НКО развиваются в симбиозе. Журналисты часто обращаются за комментариями к профессионалам сектора, а в ответ поддерживают сектор, освещая его работу. Делают так, правда, не все. Ева Меркачева, правозащитница, журналистка и член СПЧ, рассказывает, почему некоторые СМИ не указывают названия НКО в своих материалах.
По ее словам, некоммерческий сектор преобразил жизнь в России, ведь именно общественники взвалили на себя груз ответственности — роль правозащитников.

Я хочу, чтобы наше государство поддержало НКО. Поддержало в глобальном смысле, чтобы организации могли рассчитывать на обязательное государственное финансирование в случае, если они в нем нуждаются. Брать или не брать — организация выберет сама. Но финансовая помощь «утопающим» должна считаться само собой разумеющейся, причем на законодательном уровне.
«Культура и инклюзия», Елизавета Фокина
Профессионализация сектора растет с каждым годом, и заметить это можно хотя бы по тому, что люди перестали думать, что социальные проблемы должно решать только государство.
Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» и учредитель фонда «Искусство быть рядом» Елизавета Фокина рассказала о том, как изменилось отношение населения к инклюзивным мероприятиям, насколько толерантно стало общество и как на это повлиял третий сектор.

Сегодня тезис о том, что учреждения культуры — «драйверы инклюзии», понятен всем. Но еще 10–15 лет назад от музеев не ждали такой роли. И мы проделали этот путь вместе с НКО. Специальные образовательные программы, инклюзивные елки, экскурсии на русском жестовом языке или с переводом на РЖЯ, тактильные макеты — наверное, сегодня это есть в каждом музее.
«Нехватка стратегии и флагманы в сфере помощи пожилым», Вадим Самородов
В одном из интервью нам удалось взглянуть на сектор ретроспективно. В разговоре с Вадимом Самородовым, который с 1990-х годов занимался системной благотворительностью, мы обсудили то, как изменился уровень влияния НКО на жизнь в России.
Эксперт уверен: сейчас в некоммерческом секторе нет ни рычагов, ни возможности показать свою независимость. Если раньше НКО во многом концентрировались на решении стратегических вопросов, то с годами они стали профессионалами, решающими проблемы на местах.
Но несмотря на все сложности, сектор с годами не теряет своего профессионализма.

Быть экспертом от некоммерческого сектора действительно сложно. Даже по моему опыту. Мне часто в глаза говорят: «Что ты тут вякаешь? У тебя нет медицинского образования, что ты можешь вообще сказать?» А я говорю: «У меня нет медицинского образования, и это мое преимущество. Пока вы видите только таблетки и болезни, я вижу человека».
«Профессионализация и “молодая кровь”», Оксана Коротеева
30 лет — большой срок, и все чаще в секторе звучат слова о необходимости растить преемников. О том, готов ли сектор к «молодой крови», мы поговорили с Оксаной Коротеевой, директором Научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС.
В разговоре она объясняет, как с годами менялись запросы общественников, на какие навыки сейчас есть запрос в секторе и насколько важна роль высших учебных заведений в развитии гражданского общества и НКО.

Если смотреть именно на молодежь, то у нас большое количество социально активных молодых людей. Они готовы работать в НКО и создавать свои организации. И это тоже естественный процесс входа «молодой крови»: невозможно остановить создание новых некоммерческих организаций, если у молодых людей есть необходимость и готовность решать социальные проблемы и понимание, что делать это эффективнее в рамках некоммерческой организации.
«Взросление сектора и типы культуры самоорганизаций в 90-е», Лев Якобсон
Существуют ли этапы эволюции сектора? Какими были самые первые некоммерческие организации? Как проявлялась низовая самоорганизация НКО?
На все эти вопросы отвечает Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора и профессор департамента прикладной экономики.

Помню, как в самом начале 1990-х годов объяснял чиновникам и депутатам, что необходимо подготовить и принять закон о некоммерческих организациях. Понимание того, что недостаточно законодательства о предприятиях, давалось нелегко. Теперь никому не надо объяснять, что формат коммерческого предприятия неадекватен для гражданской самоорганизации. А в отсутствие юридического лица ячейки самоорганизации не имеют возможности строить отношения, необходимые для их устойчивости и развития.
«Вклад третьего сектора и история Агентства социальной информации», Елена Тополева-Солдунова
Заключительным интервью в серии стал разговор с директором АСИ. В нем мы попытались подвести черту последних 30 лет — не только для сектора, но и для Агентства социальной информации, которое отметило в октябре 2024 года свой юбилей.
Елена Тополева рассказывает, как появилось Агентство социальной информации, как оно работало на заре развития третьего сектора и как менялось. И конечно, говорит о том, как менялись сами НКО, о которых редакция рассказывает все это время.
Из материала вы узнаете, как НКО встречались с правительством в Кремлевском дворце в 2001 году, как мама Елены работала корреспондентом в редакции и что удерживает команду АСИ вместе десятилетиями.

Вырос уровень самоорганизации и профессионализации сектора. Сегодня это уже не просто какие-то общественники, а команды профессионалов, будь то бухгалтеры, юристы, фандрайзеры, менеджеры и так далее. В секторе появились профессиональные ассоциации и объединения — это тоже говорит о внутренней зрелости.