Текст подготовлен совместно с Зоей Бойцевой, программным директором благотворительной некоммерческой организации «Я тебя слышу».
Миф № 1. Все люди с инвалидностью по слуху абсолютно ничего не слышат
Нет, это не так. Люди с инвалидностью по слуху имеют разную степень потери слуха, и далеко не все из них абсолютно ничего не слышат. Даже люди с тотальной глухотой могут ощущать вибрацию или очень громкие низкочастотные звуки.
Более того, если глухой или слабослышащий человек хорошо реабилитирован и использует соответствующие его нарушению слуха средства слухопротезирования (слуховые аппараты или кохлеарные импланты) даже при длительном общении можно не догадаться, что он плохо слышит.
Миф № 2. Если человек глухой, значит и немой. По-другому не бывает
Представление о том, что глухой человек автоматически является немым, не соответствует действительности.
Глухота и немота — это разные состояния. Даже сам термин «глухонемой человек» устарел и сегодня считается неэтичным, лучше его не использовать.
Глухота — это нарушение слуха, которое может быть врожденным или приобретенным. Она не влияет на способность человека говорить, если только речь не была нарушена по другим причинам, например, из-за сопутствующих заболеваний.
Немота — это неспособность говорить, которая может быть вызвана различными причинами, например, повреждением голосовых связок или неврологическими нарушениями.
Большинство глухих людей имеют физически здоровые голосовые связки и могут говорить. Однако из-за того, что многие глухие люди используют для общения русский жестовый язык (РЖЯ) — полноценный язык со своей грамматикой и структурой, — многим кажется, что они не могут издавать звуки и разговаривать. Это миф.
Миф № 3. Человеку с хорошим слухом с рождения не грозит глухота. Тотально глухими или слабослышащими только рождаются
К сожалению, это не так.
Действительно, среди глухих людей есть те, кто родились без слуха. В таком случае глухота наступает вследствие генетической предрасположенности или врожденных нарушений.
Но глухота может возникнуть и у человека с хорошим слухом с рождения. Виной тому могут быть разные причины. Так, глухота может наступить в результате травм, заболеваний, возрастных изменений, воздействия шума или других факторов.


Миф № 4. Глухие люди не могут изучать языки и сочинять музыку
Это неверное утверждение. Многие глухие люди свободно владеют жестовыми и письменными языками, а некоторые даже становятся преподавателями или исследователями в области лингвистики.
Глухие люди также могут создавать и исполнять музыкальные произведения за счет того, что они чувствуют музыку через вибрации и «подключают» тактильные ощущения.
Современные технологии позволяют глухим визуализировать звук. Так, существуют специальные программы, которые преобразуют звук в графические волны или вибрации, на которые и ориентируются люди с нарушениями слуха.
На самом деле, история уже давно развеяла этот миф: всемирно известный композитор Людвиг ван Бетховен даже после потери слуха в молодом возрасте продолжил сочинять гениальные симфонии.
Миф № 5. Глухота — это генетическое нарушение. У глухих родителей не родится слышащий ребенок
Не совсем так.
Действительно, некоторые случаи глухоты связаны с генетическими мутациями, но даже если оба родителя не слышат, это не значит, что их ребенок будет глухим.
Немного биологии. Если глухота вызвана рецессивным геном, оба родителя должны быть его носителями, чтобы передать его ребенку. В таком случае вероятность рождения глухого ребенка составляет 25%. Если глухота вызвана доминантным геном, то вероятность передачи выше, но даже в этом случае не все дети будут глухими.
К тому же нужно понимать, что если родитель, например, потерял слух из-за инфекции, это скорее всего никак не отразится на его генетическом коде, поскольку глухота была приобретенной, а не врожденной. А значит и ребенок с высокой вероятностью родится слышащим.
Миф № 6. Все слабослышащие используют для общения жестовый язык
К сожалению, это не так. На сегодняшний день в России около 13 миллионов человек живут с нарушением слуха, и только 150 тысяч из них знают и используют жестовый язык для общения.

Представьте, что человек теряет слух в возрасте 28 лет. Всю свою жизнь он использовал устную речь, слышал и понимал других людей. Потеряв слух, он лишился этой возможности.
Изучение РЖЯ не настолько распространено, чтобы человек и его близкие (особенно в условиях стресса) смогли быстро освоить этот язык.
Фото: Boston Public Library / Unsplash
К тому же чаще всего те, кто использует слуховые аппараты или кохлеарные импланты, пользуются привычной устной речью.
Миф № 7. Жестовый язык — международный, его понимают во всех странах
Нет, жестовый язык не является универсальным или международным, в разных странах и регионах существуют свои собственные жестовые языки, которые могут значительно отличаться друг от друга.
Жестовые языки развиваются так же, как и устные языки, и имеют свои уникальные особенности. Даже внутри одной страны могут существовать региональные диалекты жестового языка, например, жестовый язык в Москве может немного отличаться от жестового языка в Санкт-Петербурге.
Миф № 8. Чтобы общаться с глухим человеком, достаточно просто очень громко говорить или четко выговаривать слова
Если мы говорим о глухом человеке, который не использует средства слухопротезирования и общается на жестовом языке, такой формат разговора будет не комфортным, так как не все глухие люди умеют читать по губам.
Лучше использовать бумагу и ручку, телефон или планшет для написания текста. Также можно воспользоваться приложениями для перевода речи в текст.
Если человек слабослышащий, то лучше не говорить громко или чрезмерно артикулировать.
Помочь сделать общение комфортным могут четкая артикуляция и дикция, уверенный темп речи нормальной громкости, хорошее освещение и тихое помещение.
Периодически спрашивайте, понял ли вас собеседник. Если нет — повторите фразу или перефразируйте ее.
Миф № 9. Все слабослышащие умеют читать по губам
Некоторые глухие или слабослышащие люди действительно могут читать по губам, но это требует от собеседника четкой артикуляции и спокойного темпа речи. Однако даже при идеальной артикуляции только около 30-40% звуков можно различить по губам, так как многие звуки выглядят одинаково (например, «п» и «б»).
Небольшой тест. Попробуйте, смотря на себя в зеркало, сказать «папа» и «мама». Вы увидите, что при произношении этих слов губы двигаются одинаково, и распознать без контекста, какое именно слово было сказано, невозможно.
Глухому человеку легче будет читать по губам, если он знает контекст беседы и если она проходит в удобных для этого условиях — при хорошем освещении, небольшом расстоянии между собеседниками и положении друг против друга.
Миф № 10. Слуховые аппараты постепенно восстанавливают слух, поэтому их нужно носить постоянно
Слуховые аппараты не восстанавливают слух, а лишь помогают усилить звуки, чтобы человек с потерей слуха мог лучше воспринимать речь. Они не лечат повреждения слухового нерва или структур уха, но компенсируют снижение слуха.
Но если сурдолог рекомендовал использование слуховых аппаратов, их действительно нужно носить постоянно. Это важно, потому что слуховые аппараты усиливают звуки, которые человек с потерей слуха не может слышать самостоятельно. Это помогает лучше воспринимать речь, музыку, окружающие шумы и другие важные звуки.
Люди с потерей слуха часто испытывают трудности в понимании речи, особенно в шумной обстановке. Слуховые аппараты помогают выделять речь из фонового шума, делая общение более комфортным.
Длительная потеря слуха без компенсации может привести к ухудшению когнитивных функций, например памяти, внимания и способности обрабатывать информацию. Это связано с тем, что мозг получает меньше звуковой стимуляции.
Ношение слуховых аппаратов помогает поддерживать активность мозга и снижает риск развития деменции или других когнитивных нарушений. Слуховые аппараты позволяют людям с потерей слуха оставаться активными, участвовать в социальной жизни, работать и наслаждаться повседневными делами.
Они помогают избежать чувства изоляции, депрессии и тревоги, которые часто возникают у людей с нескомпенсированной потерей слуха.
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.