В 2020 году, во время пандемии, Центр социальных услуг, поддержки благотворительности и творческих инициатив «Мир да лад» из Санкт-Петербурга начал создавать собственные подкасты. Восемь лет до этого центр работал как социальное ивент-агентство — устраивал мероприятия для НКО и благотворительных фондов. Когда все оказались в самоизоляции, в организации обратили внимание на формат, который можно было создавать с минимумом оборудования. Буквально на коленке.
Разговоры на кухне и «Между прочим»
«Российский подкастинг начинался годах в 2012–2013, но позже интерес к нему на время угас. К подкастам вернулись в 2018 году, а на 2020 год пришелся их взлет — когда оказалось, что подкасты идеальны для фонового прослушивания. Мы все тогда сидели дома. Но дома у человека всегда есть какие-то отвлекающие моменты — приготовить, погладить, убраться, — так что отдавать все внимание сложному действу на экране ему некогда. В это время и взлетел аудиоформат», — рассуждает директор центра Алексей Сухов.

Руководитель организации добавляет, что, когда все оказались заперты дома, возрос запрос на доверительные разговоры «на кухне». В эту нишу неофициального общения и встроились подкасты. Первые выпуски центр записывал без использования профессионального оборудования.
1. Возьмите стакан и поставьте его кверху дном.
2. Натяните на него носок, чтобы вибрации от стола не передавались на микрофон. Носок должен быть достаточно плотным.
3. Возьмите айфон и с той стороны, где микрофон, натяните на него еще один носок. Ткань носка будет рассеивать звук дыхания.
4. Установите эту конструкцию так, чтобы телефон находился примерно в 15 сантиметрах от рта.
5. Включите запись, говорите.
Темы для своего фирменного подкаста «Между прочим» в центре «Мир да лад» нашли быстро. Это была деятельность НКО, развитию которой центр способствовал. В организации решили, что теперь у широкой аудитории и коллег по цеху точно есть время послушать друг друга.
«В Москве в то время подкасты продвигал только московский Центр “Благосфера”, — рассказывает Алексей Сухов. — Мы решили делать то же для питерских НКО — пригласить их к микрофону и дать им возможность рассказать о себе».
Известность, деньги и подкасты
Формат подкаста «Между прочим» тоже нашли быстро. Алексей Сухов описывает его как «разговор коллег, которым есть чем поделиться». До сих пор аудиторией и героями подкаста остаются сотрудники и волонтеры НКО. В последнее время к ним стали присоединяться представители муниципальных учреждений и бизнеса, вовлеченные в корпоративную благотворительность. Предмет разговора остался прежним.
Темы выпусков чаще всего предлагают сами герои: у центра есть анкета, заполнив которую НКО (теперь уже не только питерские) могут предложить себя в качестве участников подкаста. Центр, со своей стороны, проверяет потенциальных героев на прозрачность: смотрят, чтобы организация не собирала пожертвования на личные карты и публиковала у себя на сайте отчеты о деятельности. Но главное — НКО должна быть чем-то полезна для коллег, ведь слушать подкаст будут именно они.
«После заполнения анкеты у нас с потенциальным героем происходит мини стратегическая сессия, — рассказывает Алексей Сухов. — И иногда оказывается, что на самом деле подкаст потенциальным героям не нужен. Потому что у них другая цель — например, найти жертвователей».



В ответ на вопрос, можно ли с помощью подкаста стать известным и собрать денег, Алексей Сухов объясняет, что каждый продукт имеет свою целевую аудиторию. Нельзя записать один разговор и с его помощью стать известным сразу для всех. Целевая аудитория подкаста «Между прочим» — не благотворители, а другие НКО. Им будут интересны лайфхаки работы коллег, денег как жертвователи они не принесут. Подкасты, по мнению Алексея Сухова, в принципе плохой инструмент для сбора пожертвований.
Цифровое бессмертие
«Для того чтобы подкаст раскрутился, нужен как минимум год. То есть чтобы с помощью подкаста собрать денег, вам сначала придется год в него вкладываться, — говорит руководитель центра ”Мир да лад”. — Платить зарплату звукорежиссеру и другим сотрудникам, учиться, покупать технику. Публика за последние годы стала более искушенной, на коленке, как раньше, подкаст уже не запишешь».
У самой студии «Мир да лад» первая корпоративная продажа эпизода случилась через пять лет после запуска проекта. Недавно был записан эпизод подкаста «Между прочим» о благотворительной деятельности МТС. При этом, хотя центру и заплатили за участие в записи, студия все равно предварительно убедилась, что в работе компании есть фишки, которые будут интересны и полезны НКО.
По словам Алексея Сухова, запись подкаста — это скорее «цифровое бессмертие». Он приводит данные, согласно которым записи, сделанные несколько лет назад, до сих пор востребованы, а новые слушатели увеличивают статистику прослушиваний.
Возвращаясь к вопросу о сборе пожертвований, Алексей Сухов делится, что такое все же может случиться как побочный эффект после выхода подкаста с интересной историей. Например, после подкаста издания «Такие дела» о хирурге Андрее Павленко увеличились пожертвования в фонды, которые занимаются профилактикой рака. Но такой эффект, наступивший после смерти героя, сами создатели подкаста не планировали.
Сам социальный центр «Мир да лад» зарабатывает деньги по-другому: студия регулярно монтирует подкасты для других проектов как подрядчик.
Секреты хорошего подкаста
Хороший подкаст, по мнению Алексея Сухова, стоит на трех китах: обучать, вдохновлять и развлекать. Если выполнена хотя бы одна из первых двух функций — подкаст полезен. Но и про третью забывать тоже не стоит: иногда слушатели устают от бесконечной учебы.

В целом же изготовителей подкаста в процессе производства подстерегает множество опасностей. Самое простое — может отказать оборудование.
Фото: krakenimages / Unsplash
«Помню, однажды мы стали слушать запись и поняли: звук некачественный, помехи. Причем это был гость, который специально приехал на запись к нам в Санкт-Петербург из Москвы. Хорошо, что брак вовремя обнаружили, человек не успел уехать. Пришлось его ловить, страшно извиняться и все записывать заново», — признается Алексей Сухов.
Иногда на запись приходят люди, которые не умеют работать с микрофоном. С такими участниками приходится проводить предварительную работу — просто сидеть в студии и разговаривать про жизнь до тех пор, пока человек не расслабится. Благодаря этому во время записи он будет чувствовать себя естественно.
«Бывает, проговоришь с человеком полчаса — час, и он меняется», — говорит руководитель центра «Мир да лад».
Впрочем, как замечает Алексей Сухов, у подкастов есть свой скрытый плюс: разговор происходит не в прямом эфире, а перед тем как размещать, запись монтируют.
«В подкасте ты всегда звучишь немножко лучше, чем в жизни. Из записи уберут все оговорки, слова-паразиты. Но иногда, конечно, наш звукорежиссер при этом седеет, — смеется Алексей Сухов. — Особенно на тех материалах, которые присылают нам на монтаж. Бывает, из двух часов разговора едва-едва удается собрать 25 минут выпуска».
Другая крайность, влияющая на качество подкаста, — когда приходят герои и намереваются зачитывать свой текст по бумажке.
«Я считаю, если человек 10 лет делает жизнь в своем городе лучше, он вполне способен об этом рассказать, — уверен Алексей Сухов. — Но бывают люди, которые чувствуют себя очень неуверенно или считают, что разговорный стиль — это несолидно или неприлично. С такими мы ведем беседы. Ставим им записи других подкастов: “Смотрите, вот здесь солидный человек, профессор из “Сколково”, говорит просто. Это такой жанр”».
Если убедить героя не удается, приходится его менять. Участнику могут предложить что-то вроде: «А давайте о работе вашего НКО расскажет кто-то еще? Давайте дадим, например, историю волонтера».
Впрочем, бывает и обратное, замечает Алексей Сухов, — люди, которые говорят очень много. Задал человеку простой вопрос, но в ответ он растекся мыслью на 10 минут. А звукорежиссер потом опять режет и плачет.
Сурдоперевод для подкаста
Однажды Алексей Сухов выступал с докладом о неочевидных способах создания инклюзии в медиапространстве, после чего к нему подошла сурдопереводчик Екатерина Кононенко и предложила переводить подкаст «Между прочим» на русский жестовый язык. Так в штате центра появился сотрудник — центр «Мир да лад», по словам его руководителя, сразу вписал сурдопереводчика в очередную заявку в Фонд президентских грантов.
Некоторое время на русский жестовый переводили все новые и часть архивных эпизодов подкастов «Между прочим» и «Про добро АРТ» (в этом подкасте поэты и художники из Санкт-Петербурга рассуждают о добре). Позже, однако, выяснилось, что неслышащим интересны не все темы. Центр провел опрос и выяснил, что их интересуют услуги психологов и настольные игры.
«Однажды мы общались с Александрой Копецкой, — вспоминает Алексей Сухов. — Это психолог, ведущая одного из самых популярных психологических подкастов “Психология: мифы и реальность”. Они разговорились с Катей Кононенко. И выяснилось: психологов, которые владеют русским жестовым языком, у нас в стране двое, а неслышащих, которые хотели бы получить консультацию психолога, — не меньше 500 тысяч человек».
Алексей Сухов. Фото предоставлено центром социальных услуг «Мир да лад»

Теперь в планах у агентства создать подкаст, чтобы популяризировать психологию среди неслышащих.
«Это такой наш метод решать проблемы. Мы рассказываем о какой-то проблеме, а потом, послушав нас, заниматься ею начинают организации в разных концах страны», — говорит Алексей Сухов.