Весной 2025 года в Высшей школе экономики представили первое крупное исследование о добровольцах-ремонтниках Русской православной церкви, восстанавливающих жилье мирных жителей в Мариуполе, Авдеевке, Ясиноватой. Руководитель проекта — Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ — рассказала об основных результатах исследования и планах социологов на будущее.
Ирина Владимировна, как возникла идея провести такое исследование?
Идея родилась совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви. Уже с 2022 года он реализует проект с добровольцами-ремонтниками, которые ездят в зону конфликта и восстанавливают частное жилье местных жителей.
Стало трендом проводить подобные исследования, когда организаторы социально значимых проектов хотят понять, к каким изменениям эти проекты приводят. Поэтому самой идее мы, исследователи, не удивились.
Оценить эффекты бизнес-проектов проще: много заработал – значит проект успешный. А как оценивать эффективность, когда помогают больным детям, пожилым людям, социально незащищенным гражданам, когда благоустраивают придомовые территории?
Одна из проблем – смешанная природа ценностей, объединение экономических и социальных результатов проекта, когда эффективность выходит за рамки денежных расчетов. Сложность оценки эффективности социальных проектов связана с многообразием объекта оценки, неоднородностью целей, задач и результатов социальных программ.
Почему вам как исследователю и вашему центру (Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. — Прим.АСИ) стало интересно погрузиться в эту тему?
Как люди занимаются добровольчеством, наш центр изучает уже давно, более 20 лет. Здесь скорее уникален эмпирический объект — добровольцы-строители Русской православной церкви. Как говорится, без Божьей помощи не обошлось: работа обещала быть очень сложной и долгой.

Но в итоге исследование, на которое потребовалось бы минимум четыре месяца, мы сделали за два. За это время было опрошено 510 респондентов, с 24 добровольцами провели глубинные интервью — таким образом собрали информационную базу.
Насколько часто исследователи обращаются к изучению внутрицерковных групп?
В рамках социологии исследования проектов, связанных с религиозной тематикой, пока еще не так часто встречаются в отечественной практике. Добровольцев-ремонтников в принципе никто до нас не изучал.
Изучается низовая приходская самоорганизация. Таких исследований не так много, но они есть. Скажем, одна из моих статей посвящена взаимосвязи воцерковленности россиян и их вовлеченности в различные формы гражданской активности.
Какие основные задачи были у исследования о добровольцах-ремонтниках?
В первую очередь мы хотели оценить уровень удовлетворенности добровольцев-ремонтников участием в этом проекте: как этот проект был организован, какие условия работы и проживания, как складывались отношения с другими добровольцами и с получателями помощи.
Вторая задача заключалась в выявлении основных трудностей и барьеров, с которыми сталкиваются добровольцы в процессе своей работы. Третья — в том, чтобы определить их мотивацию.
Также мы анализировали, как участие в этом проекте влияет на эмоциональное и физическое состояние добровольцев, как меняется их мировоззрение.
Пятая задача касалась удовлетворенности благополучателей оказанной помощью, влиянию проекта на качество их жизни, на эмоциональное состояние. И в заключение на основе высказываний добровольцев перед нами стояла задача выработать рекомендации по улучшению проекта.
Кто принимал участие в проекте со стороны исследователей?
Исследование провели наши сотрудники и стажеры — всего пять человек. Стажеры-исследователи нашего центра собирали информацию в рамках глубинных интервью. Создать инструментарий помог Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви в лице координатора добровольцев-ремонтников Сергея Радостина и пресс-секретаря Василия Рулинского. Дружно и быстро разработали анкету для проведения опроса.
Когда и количественные, и качественные данные были собраны, мы с коллегой написали отчет на 153 страницы. Из-за объема информации была опасность «закопаться» в материале и потратить на его обработку месяца два, но этот материал нас увлек и на анализ ушло две недели ударного труда. Это не отразилось на качестве работы.
К слову, презентация исследования в стенах Вышки пришлась на пасхальные дни, и Синодальный отдел презентовал нам освященные куличи! Среди тех, кто проводил глубинные интервью, работала и моя дочь. Поэтому в нашем домохозяйстве появилось целых два кулича. Очень вкусные!
Что из ответов респондентов особо запомнилось?
Ведущий аналитик нашего центра Татьяна Богословская пересказала впечатления священника, который приехал в зону конфликта вместе со своей супругой — они привезли гуманитарную помощь для жителей. Как рядовой доброволец-ремонтник батюшка провел в бригаде строителей несколько дней. Однажды, находясь на раскаленном добела гудроне крыши дома, он представил, что именно так черти и жарят за грехи. Это к слову о тяжести работы.

К каким основным результатам пришли?
Результаты по первой задаче такие: 87% добровольцев высоко оценили организацию проекта в целом. У большинства участников интервью никогда не возникало желания бросить работу. Среди них в целом никто не упоминал о каких-то серьезных трудностях. Они возникали только в первые дни работы в связи с недостатком опыта в конкретном виде деятельности.
69% добровольцев-ремонтников высоко оценили условия проживания. Более половины добровольцев высоко оценили условия работы. Почти все респонденты позитивно оценили взаимоотношения с другими добровольцами. 91% добровольцев позитивно оценили характер взаимоотношений с людьми, которым они помогали в ходе проекта.
У большинства добровольцев основным мотивом участия в проекте было желание оказать конкретную помощь людям и показать им, что они «не одни, не брошены, что вся Россия вместе с ними». Многие отмечали, что просто не могли оставаться в стороне, потому что это противоречит их мировоззрению и моральным принципам.
Результаты по четвертой задаче: 75% добровольцев считают, что после проекта их эмоциональное самочувствие улучшилось. 43% добровольцев отметили, что улучшилось и физическое самочувствие. Многие признались, что у них произошла кардинальная переоценка ценностей, «настоящее перерождение».
91% респондентов оценили свое отношение к Русской православной церкви до участия в проекте добровольцев-ремонтников как положительное. У 49% добровольцев отношение к Русской православной церкви после участия в проекте изменилось в лучшую сторону.
Получатели помощи позитивно оценили влияние проекта на их жизнь. Практически все отметили, что самостоятельно, без благотворительной помощи им не удалось бы восстановить свои дома, не хватило бы финансовых средств. А сейчас жизнь стала лучше не только в бытовом плане, но и в моральном, потому что вернулась вера в людей. По мнению большинства подопечных, проект следует продолжать, он по-прежнему очень нужен, так как остается много разрушенных домов, нуждающихся в помощи людей.
Можно ли считать проект успешным?
Да, мы можем делать такие выводы, когда добровольцы хотят участвовать в проекте еще раз и позвать других.
Выяснилось, что 94% респондентов хотели бы в будущем еще раз принять участие в этом или других добровольческих проектах. 90% рекомендовали бы друзьям и близким заниматься добровольчеством и участвовать в подобной работе.
Около трети (31%) опрошенных провели на проекте в общей сложности более двух недель. 87% добровольцев считают, что проект полностью оправдал их ожидания. Спасибо добровольцам — без них и исследования бы не было.
Предположим, что каждый из 510 добровольцев потратил полчаса своей жизни на заполнение анкеты. Получается, добровольцы-ремонтники потратили 15 300 минут своей жизни или 255 человеко-часов.
Планируются ли какие-то новые исследования проектов Русской православной церкви?
Любопытно провести второй этап исследования по добровольцам-ремонтникам: понаблюдать за их мировоззрением до участия в проекте, больше углубиться в вопрос мотивации. Есть много и других интересных эмпирических объектов по линии социального служения: сестры-милосердия, социальные волонтеры, которые собирают и развозят гуманитарную помощь… В общем, эту историю можно и нужно продолжать.
Чтобы стать добровольцем Патриаршей гуманитарной миссии и поехать помогать людям в Донецке и других городах Донбасса, достаточно заполнить анкету или позвонить по телефону 8(800)70-70-222.
Если возможности поехать нет, можно сделать посильное пожертвование для организации помощи людям в зоне конфликта.