Встреча
Усталая путешественница средних лет в куртке немаркого цвета с большим рюкзаком за плечами и фотоаппаратом в руках на миг замирает в середине Городского сада. В Ельце — фотофестиваль. По всему парку расставлены стенды с фотографиями финалистов международного фотоконкурса (он предшествует фестивалю). Они же — на ограде по периметру в виде огромных баннеров. Глаза женщины скользят по клумбам с цветами, по стендам и ограде. В них вопрос: «С чего начать? Как успеть?»

«Я — бывший бухгалтер, — торопливо рассказывает она на ходу. — На пенсии нашла себе увлечение — фотография. Я совсем не профессионал, но на одном конкурсе мои работы вошли в лучшие 30. Фотография для меня — это новое занятие, творчество. Это праздник, это знания, это встречи с новыми людьми.
Фото: Дарья Менделеева / АСИ
Я хотела остаться еще до завтрашнего утра, но никак не получается. У меня болеет отец. Я за ним ухаживаю, это тяжело. И вот муж подменил меня на сутки, чтобы я смогла приехать на фестиваль. Думаю, в следующем году я смогу подать работу на конкурс, у меня есть хорошие кадры».
Прокудин-Горский и Елец
Идея организовать в Ельце фотофестиваль восходит к тем временам, когда Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество жизни» участвовал в создании книги, посвященной творчеству известного русского фотографа Сергея Прокудина-Горского. Идея была простая: сфотографировать те места Центральной России, которые в начале XX века снимал знаменитый фотограф, с тех же ракурсов. И описать столетнюю историю мест и объектов. Поэтому книгу назвали «Отечества живая память».
«Это была огромная работа, — вспоминает президент фонда ”Качество жизни” Мария Кулик. — Во-первых, у Прокудина-Горского более 800 фотографий Центральной России. Во-вторых, было совершенно непонятно, какие из снятых им объектов сохранились. Поэтому начать пришлось вообще с дешифровки космических снимков, которую для нас сделали сотрудники географического факультета МГУ».
Мария Кулик.
Фото: Дарья Менделеева / АСИ

Позже несколько групп фотографов работали в разных городах, координировал их работу фоторедактор и фотограф Константин Лейфер, ставший впоследствии председателем жюри фотоконкурса «Свет и цвет».
Книга вышла. Принцип совмещения изображений организаторам понравился. И тогда его решили повторить в Ельце. В этом городе фонд «Качество жизни» работает уже много лет, а сам город на редкость фотогеничен. Исторический центр здесь сохранился с начала XX века почти нетронутым.

Нашли некоторое количество старых почтовых открыток с видами, Константин Лейфер сделал новую съемку. Так сложилась фотовыставка, которая называлась «Было/Стало». Она провисела на улицах города почти год и пользовалась большим успехом у горожан. Затем фотографии передали в фонд местного краеведческого музея. А Константин Лейфер с тех пор «заболел» Ельцом.
Так появилась идея провести фотофестиваль именно здесь.
Прогулки с фотоаппаратом
Фотофестиваль — это сложно. Это — сайт, который нужно сделать с большим запасом прочности. Потому что фестивалю предшествует конкурс, на который фотографы из самых разных городов мира отправляют свои работы. В прошлом году работ было подано 4500, в нынешнем — уже 7300. Файлы с фотоизображениями немаленькие, и нужно, чтобы сайт такой архив выдержал.
Конкурс — это огромная работа, потому что все поступившие фотографии надо отсмотреть, отобрать, оценить. А еще нужно пригласить в жюри мастеров разных творческих направлений, искусствоведов и кураторов, чтобы они могли дать объективную оценку и документальным, и концептуальным снимкам.



Работа жюри проходит онлайн в два этапа: сначала выбираются финалисты конкурса, их работы составляют главную и самую большую выставку фестиваля и входят в красочный каталог. Затем определяются победители и дипломанты в каждой номинации. Имена победителей объявляются на открытии фестиваля. Каждый получает диплом, каталог выставки и памятный подарок.
Сам фотофестиваль — это весело: лекции и мастер-классы, экскурсии по городу и его окрестностям, фотопрогулки и огромная фотоэкспозиция прямо под открытым небом в Городском саду, на которую местные жители смотрят кто с недоумением, кто с любопытством.


Еще это девять персональных выставок, в том числе известного пикториалиста родом из Ельца Николая Петрова, работы которого предоставил московский Мультимедиа Арт Музей (МАММ), и современного фотохудожника, члена Елецкого землячества Андрея Клюева. Выставки соседствуют в одном зале городского краеведческого музея и создают перекличку эпох.
Фестиваль — это множество людей на лекциях из разных близких (Тула, Воронеж, Липецк, Калуга) и далеких (Ханты-Мансийск, Мурманск, Тюмень) городов. Это елецкие бабушки, которые начали осваивать фотодело в местном социальном центре, потому что очень не хочется стареть.



Во время практикумов по городу ходят группы людей с фотоаппаратами. На пешеходной улице, где к туристам привыкли, местные жители с удовольствием позируют. А в узких улочках чуть в стороне от центра — буквально выскакивают из машин и бегут спросить, что случилось.
А просто в городе на несколько дней поселились люди, привыкшие смотреть на мир через объектив.
Рецепт хорошего фестиваля
«Маленький город с богатой историей очень хорош для фестиваля, — рассуждает директор международного фестиваля ”Свет и цвет” Наталья Ударцева. — Потому что участники, вырванные из повседневной жизни и гонки мегаполисов, попадают в среду единомышленников, знакомятся и начинают общаться между собой.

Неформальное общение, дружеская атмосфера, возможность получить новые впечатления, знания, контакты, обратную связь от экспертов — главное, к чему я всегда стремлюсь, составляя фестивальную программу. Потому что такая концентрация творческой энергии дает толчок к новым проектам, новым направлениям фотографии. На фестивалях люди открыты к общению, они готовы делать что-то совместно, делиться опытом и приемами».
Наталья Ударцева.
Фото: Дарья Менделеева / АСИ
Во время нашего разговора за спиной Натальи две участницы из Тулы о чем-то долго разговаривают с фотожурналистом Владимиром Вяткиным. Консультация заканчивается совместным фотографированием. Представить подобную сцену в Москве было бы трудно.
По словам Натальи Ударцевой, еще важно, когда фестиваль хотят и приветствуют городские власти. В Ельце случилось именно так. В 2023 году о желании провести в городе именно международный фотофорум с ней говорили лично Евгений Боровских, на тот момент — глава местной администрации, и его заместитель Майя Селянина.
К тому времени у города уже был опыт международных мероприятий, например, фестиваль имени Тихона Хренникова, который проходил в Ельце уже 10 раз. А еще здесь ежегодно собирают со всего мира потомков знаменитых елецких династий. И любят вовлекать в разные театральные действа горожан: каждую осень город переодевается в наряды конца XIX — начала XX века для фестиваля «Антоновские яблоки».
Иван Бунин, первый из России лауреат Нобелевской премии по литературе, — здешний уроженец. И Михаил Пришвин тоже. И кстати, Александр Петров, первый русский спортсмен, ставший призером Олимпийских игр и получивший серебряную медаль из рук английской королевы.
«Благодаря тому что город понимал важность и уровень мероприятия, на второй год мы смогли пригласить кураторов и искусствоведов из-за рубежа», — говорит директор фестиваля.



Важно и то, что на месте нашелся спонсор — компания JTI Россия. Благодаря этому участие и в конкурсе, и в фестивале удалось сделать бесплатным. Поэтому фотографии на «Свет и цвет» присылали и профессионалы, и любители.
«То ли работу менять, то ли делать местные проекты»
«Сам я из Пензы, технолог мебельного производства. Такая техническая, монотонная работа. Так что фотография для меня — это способ сбежать от обыденности», — рассказывает победитель в номинации «Провинция. Точка на карте» Сергей Мартюшин.
Сколько себя помнит, фотографировал Сергей всегда. Но только года три назад стал делать это осмысленно, так, что фотографии приобретают сюжет. Сергей много путешествует, посетил уже около 50 стран. И раньше это был обыкновенный туризм: сегодня в одном городе, завтра — в другом. А после пандемии стало возможно работать удаленно.
«Я понял, что за короткое время места не успевают раскрыться, — рассуждает Сергей. — Теперь я могу отпроситься у начальства и уехать на месяц-полтора».
Портфолио-ревью. Участники конкурса предоставляют мастерам свои работы на разбор.
Фото: Дарья Менделеева / АСИ

Так получилось в начале нынешнего года с Индией. Поездка продлилась 50 дней, причем, планируя маршрут, Сергей заранее сознательно выбирал точки, где можно поснимать. Одна из них была в провинции Керала, где очень много рыбацких деревушек. Там в итоге и был снят кадр-победитель.
Осложняло ситуацию то, что параллельно со съемками нужно было работать.
«Я искал места, где есть интернет, но в трущобах или рядом с трущобами, и в каждой точке жил неделю или 10 дней, — рассказывает Сергей. — Восемь часов в день работал, но оставалось два-три часа утром и час-полтора вечером, чтобы ходить, смотреть и снимать».



Сейчас победитель конкурса раздумывает: то ли менять работу, то ли придумать какие-то проекты, которые можно снимать в родной Пензенской области. Например, в выходные он ездит по окрестным селам с группой фотографов, один из которых еще и любитель-краевед. При этом коммерциализировать свое хобби Сергею неинтересно.
«Снимать свадьбы? — Оооо, нет!» — говорит он. Никаких других способов зарабатывать фотографиями в Пензе пока не придумывается.
На лекцию из программы фестиваля Сергей пришел прямо с ноутбуком. Только что закончился рабочий день, теперь можно переключиться на хобби. На то, чтобы пообщаться с другими участниками или задумать что-то совместное, времени у него, к сожалению, не нашлось. Но Сергей твердо обещает вернуться в Елец в другое время хотя бы на неделю — поснимать.
Сейчас тот же кадр, с которым Сергей победил в Ельце, вошел в шорт-лист конкурса в Дубае.
Конкурс: берем только самое свежее
В программе фестиваля «Свет и цвет» в 2025 году было много разных диковин. Мастер-класс по бром-офорту (Андрей Клюев, Алабино), лекция и мастер-класс по созданию таймлапсов (Роман Любимский, Воронеж). Лекции по возрожденной в последние годы цианотипии (Александра Витушкина, Ессентуки) и по модному ныне фудстайлингу (Сергей Мартьяхин и Наталия Агладзе). А на предшествующий фестивалю конкурс принимали работы с макросъемкой и даже сгенерированные искусственным интеллектом.

«Эта номинация — моя сознательная провокация. Ох и получила я за нее от коллег! — говорит Наталья Ударцева. — Но оставила ее в конкурсе и на второй год, чтобы привлечь внимание к новым технологиям. Чтобы подумать, как изменится профессия фотографа и фоторедактора, что произойдет в целом с фотоиндустрией».
Эта конкурсная работа сделана при помощи искусственного интеллекта.
Фото: Дарья Менделеева / АСИ
Профессия фоторедактора, по словам директора фестиваля, уже претерпевает изменения. Например, заставки к текстам вполне по силам нейросетям. Возможно, очень скоро мы не сможем отличить то, что сделано руками человека, от сделанного искусственным интеллектом. И такое стремительное внедрение ИИ в нашу жизнь ставит перед нами множество этических и юридических вопросов.
В целом же задача елецкого фестиваля — отразить самые последние тенденции в мировой и отечественной фотографии.
«Условия конкурса на самом деле жесткие. Мы ограничиваем сроки создания работы и рассматриваем только фотографии, сделанные в течение последнего года, — поясняет Наталья Ударцева. — Если автор присылает серию, значит, несколько фотографий в ней должны быть свежими. Причем у всех, кто вышел в финал, мы запрашиваем исходники и смотрим метаданные».
А еще фотоконкурсы и фотофестивали нужны, чтобы сделать заметными и подружить разных людей, которые работают в фотоиндустрии.
«Фотографов, у которых есть публикации и выставки, обычно все знают, — рассуждает фотокорреспондент и куратор фотопроектов Анна Селина. — Но такие фестивали делают видимыми кураторов — редакторов и организаторов выставок.
Одна из работ фестиваля.
Фото: Дарья Менделеева / АСИ

Это люди, которые делают фотографов, но их работа все время остается в тени. Если их не будет, отрасль заглохнет, фотографам просто не от чего будет отталкиваться».
Осмысление судьбы
«По образованию я финансист, хотя мои родители оба окончили Строгановку и все детство я провела в папиной мастерской, — рассказывает победитель в номинации ”Портрет современника” Мария Колесникова. — Но вы понимаете, 1990-е годы, живопись однозначно была профессией, которая не кормит. Я решила, что третьего художника семья не выдержит, и ушла зарабатывать деньги. Выучилась, проработала несколько лет, а потом осела дома с двумя детьми. Ходила, правда, на курсы фотографии, но после них ничего не снимала».

Кто бы знал тогда, что через 20 лет начнется пандемия и это подтолкнет Марию к фотографии. Чтобы не сойти с ума в квартире, откуда муж не выпускал ее с детьми даже в магазин, она вступила в группу «ИЗОизоляция». Иллюстрировала картины своего папы и своего любимого художника Анри Руссо.
Это была просто шутка, но в итоге Мария почувствовала, что хочет фотографировать. Пошла учиться и с 2021 года ведет отсчет своих работ.
«Я не коммерческий фотограф, — говорит она. — У меня было несколько опытов в этой области — мне не понравилось. Для меня фотография — это своего рода арт-терапия, проработка моих страхов или каких-то идей, которые бродят внутри меня. Сейчас я склоняюсь к сериям художественных фотографий, когда за снимками стоит какая-то мысль, когда снимаешь историю».
В сентябре Мария поедет на конкурс в Сиенне, где ее фотография вышла в финал.
Елец-Пинъяо
Члены жюри говорят: прекрасно, что этот конкурс проходит не в Москве. Потому что на фестивали вдали от центральных городов приезжают местные фотографы.
«Такие фестивали могут создавать школу. Есть же знаменитые литовская школа фотографии, харьковская школа фотографии. Так и здесь в Ельце благодаря фестивалю может возникнуть местная школа фотографии», — предполагает художник и фотограф Валерий Черкашин.
В кулуарных разговорах возникало даже сравнение Ельца с Пинъяо. Есть в Китае такой небольшой древний город. Благодаря фотофестивалю, организованному там более 20 лет назад, он стал известным во всем мире.
Третий фотофестиваль «Свет и цвет» пройдет в Ельце в августе 2026 года. Точные даты пока не объявлены, но готовиться к нему можно и нужно уже сейчас.