Цель конференции — профессиональное обсуждение фундаментальных и прикладных проблем психологии развития человека в условиях современного цифрового общества, в том числе возможностей и рисков цифровой среды в образовании детей и взрослых.
Программа предусматривает проведение пленарных заседаний, круглых столов и тематических секций.
В программе на 12 декабря:
Секция «У истоков развития»
Основные вопросы: истоки и движущие силы развития; критерии возникновения нового в развитии; начальные этапы культурного развития и проблемы социокультурной реабилитации; перинатальная психология (планирование, вынашивание, рождение и первый год жизни ребенка); исследования и практика консультирования будущих и начинающих родителей; развитие личности ребенка в раннем онтогенезе; анализ рисков психического и личностного развития на ранних этапах онтогенеза; проблемы клинико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с врожденными нарушениями развития; ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития; развитие ребенка дошкольного возраста: амплификация или акселерация? Действительно ли дети перестают играть? Игровые формы обучения: когда они действенны, а когда нет?
Секция «Ребенок в современном обществе»
Основные вопросы: анализ феноменологии развития ребенка в современном обществе; новые требования и другие возможности психического развития ребенка; проникновение в повседневную жизнь информационных технологий; возникновение новых социальных заказов (снижение возраста начала школьного обучения, вытеснение игры из возрастной нормы развития); социальное сиротство; дети-мигранты; дети, испытавшие насилие или жестокое обращение в семье; дети, лишенные доступа к культурным ценностям из-за низкого социальноэкономического статуса семьи.
Что такое норма развития ребенка с точки зрения культурно-исторической психологии в современном социокультурном контексте? Каковы классические рамки и современное наполнение категории психологического возраста? Что меняется под действием социокультурных изменений и что неизменно в норме развития? Какие изменения в возрастной норме развития произошли в последнее время? Каковы перспективы развития ребенка в современном обществе? Каковы приоритеты в целях развития ребенка для современной системы образования?
Секция «Младший школьник в современном цифровом обществе»
Основные вопросы: психологический портрет младшего школьника в цифровом обществе; диагностика познавательного развития младших школьников с использованием информационных цифровых технологий; исследование учебной деятельности и цифрового образования младших школьников; становление нового профессионального мышления педагогов начального общего образования.
Круглый стол «Подростковые риски и интернет»
Участники рассмотрят исследования роли интернета в распространении девиантного поведения среди подростков, данные о растущем дисбалансе онлайн- и офлайн-коммуникаций, его влияние на психическое здоровье и развитие социального интеллекта, а также о мере проблемного использования интернета и психологического благополучия.
В программе на 13 декабря:
Секция «На пороге взросления»
Основные вопросы: социальная ситуация развития современного подростка: меняющийся подросток в меняющемся мире; развитие личности в подростковом возрасте; обретение идентичности в современном социокультурном контексте: пути, варианты, проблемы, трудности; профессиональное и личностное самоопределение; образ мира и собственного жизненного пути у современных подростков; подросток в семье и в школе; проблемы психологического консультирования подростков, их родителей и учителей; «Отцы и дети»: диалог поколений; цифровая социализация; киберпсихология: подростки и интернет, подростки в социальных сетях; подростки в свете современной прессы.
Секция «Горизонты зрелости»
Секция посвящена анализу актуальных проблем психологии зрелости: проблемы самоактуализации, жизнестойкости, психологического благополучия личности, формирования и развития зрелости личности на протяжении всей жизни.
Секция «Другое детство»
Секция посвящается анализу актуальных проблем современного детства (обучение, воспитание, коррекция), социально-психологических рисков в развитии детей разных психологических возрастов (от младенчества до юности), обсуждению результатов научных исследований и практических разработок в области раннего вмешательства, коррекции трудностей обучения, профилактики и преодоления социального сиротства, анализу систем психолого-педагогической помощи и поддержки не только ребенку, но и его семье, привлечению внимания научного и образовательного сообщества к правам ребенка с особенностями развития в современном обществе.
Секция «Ребенок в современной семье»
В последние десятилетия российская семья претерпевает значительные изменения: происходит трансформация семейных ролей, появляются новые формы семьи, изменяется семейная иерархия, размываются границы семьи и пр. Эти изменения не могут не отражаться на психическом развитии и психологическом состоянии ребенка в семье.
Основные вопросы: особенности и тенденции современной российской семьи; детско-родительские отношения в различных типах семьи (молодая семья, неполная семья, нетрадиционная семья,
‘patchwork family’ и др.); различные практики родительского воспитания; понятия «близкий взрослый» и «значимый взрослый» в контексте психического развития ребенка, роль сиблингов и прародителей в семейном взаимодействии и др. А также: супружеские отношения, семейные конфликты, их влияние на психологическое благополучие ребенка.
Круглый стол «Трудности в обучении и их преодоление как ресурс для развития»
Планируется обсудить условия, при которых учебные трудности могут стать ресурсом для развития и психологических механизмов, работа которых приводит к когнитивному и личностному развитию учащихся в процессе преодоления учебных трудностей.
С подробной программой можно ознакомиться здесь.
Конференция бесплатная, проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Для участие в качестве слушателя необходимо зарегистрироваться.
Адрес проведения
ул. Сретенка, д. 29, Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет психологии образования (проезд до ст.м. «Сухаревская»)
Контакты
телефон: (495) 632-90-66, e-mail: fpo.conf@mgppu.ru (оргкомитет Всероссийской конференции «Возможности и риски цифровой среды»)