Документ, уточняющий понятие «политическая деятельность» в законе «об иностранных агентах», тесно связан с постулатами, которые были изложены в постановлении Конституционного суда РФ, касающегося конституционности данного закона, заявил директор Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ Владимир Титов.
Ранее Минюст представил законопроект, уточняющий определение «политическая деятельность». Против законопроекта выступили российские ученые и деятели культуры, а также ряд известных правозащитников. Кроме того, доработать поправки призвала Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова.
«Мы отразили в законопроекте сферы «политической деятельности», затем попытались обозначить, каким путем осуществляется «политическая деятельность». Чтобы эти перечни — как сферы, так и пути, которыми осуществляется «политическая деятельность», — были исчерпывающими. И не могли быть истолкованы широко», – сказал Титов. В целом, по его словам, Минюст готов работать над поправками к этому документу и учесть мнение членов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и экспертов некоммерческого сектора.
В апреле 2014 года Конституционный суд РФ заявил, что для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. «В отсутствие подобных целей, даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию «иностранного агента». Кроме того, для соответствующей классификации политические цели должна преследовать организация в целом, а не отдельные ее участники, действующие в личном качестве и по собственной инициативе», – говорится в постановлении суда.
Законопроект Минюста – это существенный шаг навстречу СПЧ, считает депутат Государственной Думы РФ («Единая Россия») Владимир Плигин. Если этот текст будет рассматриваться Госдумой, то нижняя палата парламента готова к открытой дискуссии, подчеркнул он. Его коллега, депутат Госдумы Ярослав Нилов, заявил, что к тексту документа есть вопросы, но концептуально это предложение Минюста лучше того, что сегодня содержится в действующем законодательстве. Он заверил, что думский комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций не будет рассматривать этот документ без участия членов СПЧ. Кроме того, Нилов заявил, что нужно в ручном режиме проверить все случаи принудительного внесения НКО в реестр «иностранных агентов» на возможные злоупотребления правом со стороны чиновников.
В законопроекте нужно прописать право НКО, внесенных в реестр, обратиться к Минюсту с просьбой пересмотреть решение об их включении в реестр в связи с изменением законодательства, считает председатель СПЧ Михаил Федотов. Только тогда будет реализована идея индивидуального рассмотрения каждого «кейса», предложенная Ниловым, уверен председатель СПЧ.
Федотов подчеркнул, что когда речь идет о понятии «политическая деятельность», надо иметь в виду, что в законодательстве этот термин применяется не только к НКО, но и, например, ко всем судьям страны. «Поэтому, когда мы говорим, что такое «политическая деятельность», мы должны понимать, что это определение коснется не только НКО, но и судей. И в большей или меньшей степени может коснуться любого лица, состоящего на государственной или муниципальной службе», – подчеркивает Федотов.
На сегодняшний день законодатель так и не определил, в чем состоят функции НКО-«иностранного агента», этот вопрос остается открытым с 2012 года, говорит председатель СПЧ. Кроме того, Федотов подчеркнул, что закон «об иностранных агентах» все еще неконкретен в вопросе о том, что такое «иностранное финансирование», «иностранный источник» и «передача имущества».
Этот документ фактически узаконивает правоприменительную практику закона «об иностранных агентов», считает член СПЧ Наталия Евдокимова. «То, что делали наши суды, наша прокуратура, все, что уже сделано, и то, что еще могло быть оспорено в рамках старого закона, сейчас это все просто (будет) узаконено. Смысла идти в суд никакого нет», – уверена она.
В Минюсте не воспринимают попытки посмотреть на определение «политической деятельности», разработанное министерством, просто как на определение, которое ведет к правовым последствиям и для НКО, и для законодательной базы в целом, в отрыве от источников финансирования организаций, отметила на своей личной странице одна из участников заседания директор Фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина.
Согласно подходу, одобренному большинством членов рабочей группы по НКО при администрации президента, для того чтобы деятельность НКО была признана «политической», должны совпасть определенные цели, сферы и формы деятельности, напомнила член СПЧ Елена Тополева. Но в документе Минюста, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных актов, не сказано, что предлагается именно такой подход, подчеркнула она.
«Нужно явно и четко прописать (в законопроекте), что здесь этот подход предложен. Но этого, конечно, недостаточно», – говорит Тополева. Нужно сужать сферы «политической деятельности», указанные в сегодняшней редакции документа, конкретизировать цели и, возможно, уточнять ее формы, считает она.
После того как законопроект будет уточнен, необходимо провести ревизию реестра в его нынешнем виде и посмотреть, насколько он изменится в связи с обновленным подходом к выявлению «иностранных агентов», считает Тополева. «Потому что на этой рабочей группе (при администрации президента) говорилось, что, помимо поручения президента, мы должны уточнить «политическую деятельность» еще и потому, что видим массу примеров, когда организации попадают в реестр каким-то нелепым образом. Если мы увидим, что ничего не меняется, то получается, что результат, в общем, неудовлетворительный», – подчеркнула она.
Тополева также считает, что после правки законопроекта необходимо, чтобы появились разъяснения для правоприменителей о том, как нужно применять обновленные нормы законодательства. Кроме того, она предложила включить в итоговый документ положение о том, что деятельность членов и сотрудников НКО, даже если она соответствует признакам «политической», не может признаваться деятельностью всей организации, если они осуществляют эту деятельность в личном качестве.
Фото: president-sovet.ru