Согласно результатам исследования, в 36% вузов доступная среда развита слабо или отсутствует, только 48% имеют специальные технические образовательные средства, в 54% отсутствует медицинское сопровождение для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, во многих вузах нет специализированного персонала (тьюторы, тифлосурдопереводчики, медицинские работники, методисты) и адаптированных учебных программ.
Исследование показало, что абитуриентам с инвалидностью сложно найти и получить необходимую для поступления информацию, добираться до вузов. Исследователи также отмечают слабую информированность сотрудников приемных комиссий об условиях поступления и обучения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В Общественной палате РФ (ОП РФ) выступают за повышение доступности высшего профессионального образования для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Эксперты, в частности, предлагают обеспечить реализацию права людей с инвалидностью поступать одновременно в несколько вузов на разные специальности.
«Чтобы поступить в вуз, инвалид должен предоставить пять справок и индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), которую получают в течение нескольких месяцев. Ее выдают в единственном экземпляре, из-за чего абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут поступать только в один вуз и на одну специальность, в отличие от абитуриентов с нормой по здоровью. Мы предлагаем (и Минобразования поддерживает эту инициативу) – увеличить число вузов для поступления граждан с ограниченными возможностями здоровья, для чего нужно выдавать дубликаты или нотариально заверенные копии ИПРА», – рассказала член ОП РФ, директор исследовательского центра «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева.
В 2015-2016 годах в вузы поступили около 6 тыс. студентов с инвалидностью, а выпустились чуть более 4 тыс., отмечает Курбангалеева. Наиболее популярным направлением у людей с инвалидностью (данные 2014 и 2015 года) стало обучение клинической медицине, экономике и управлению, а также педагогика. Мониторинг центра «Особое мнение» показал, что на сегодняшний день люди с инвалидностью составляют всего 0,38% от всех российских студентов.
«Необходимо понимать, что мы не имеем права ограничивать инвалидов в получении образования и работы, мы должны создавать доступную среду, всеми силами помогать адаптировать и социализироваться людям с ограниченными возможностями в обществе», – говорит член ОП РФ Владимир Слепак.
Предложения, сформулированные в ОП РФ, будут направлены в правительство, президентскую комиссию по делам инвалидов, Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и другие профильные министерства и ведомства.