В помощниках нуждаются не только медицинские учреждения, дома престарелых, интернаты, другие организации социальной сферы. Волонтеров всегда не хватает на массовых мероприятиях, от «Бессмертного полка» до Кубка конфедераций. Но просто так, «с улицы» необученный человек не может участвовать в этой помощи, считают большинство участников конференции «Развитие волонтерства: кто и как учит добровольцев», прошедшей в Москве в пятницу 12 мая.
«Мы не можем доверить волонтеру переводить бабушек через улицу, если он не знает правил дорожного движения. Поэтому в любом случае каждый, кто готов помогать, проходит сначала обучение», — рассказала Елена Козак, начальник управления стратегического развития Ассоциации волонтерских центров.
Чему учат
Один из главных недостатков системы образования волонтеров — разрозненность методик. В каждом регионе существуют свои центры по обучению добровольцев, и все учат по-разному, не договариваясь друг с другом. Елена Козак предложила попытаться собрать в единый банк все методики и обучающие программы, чтобы облегчить работу новичкам в этом деле и обеспечить дополнительной информацией тех, кто годами учит их.
«Нужно внедрять систему образования для волонтеров в нашей стране, — утверждает Козак. — Когда мы говорим о прописывании на бумаге всех требований и обязанностей волонтера, сразу возникает вопрос: как стандартизировать деятельность по велению души? Но надо помнить, что волонтер несет определенное общественное благо, и это благо должно быть качественным. Он и сам является благополучателем. И мы должны ему обеспечить тот личностный и профессиональный рост, который дает волонтерство как социальная практика. Если обобщить все успешные образовательные программы в России и за рубежом, то можно не только создать определенный перечень требований к человеку, но и прописать пути, как этого всего можно добиться».
Учебно-методический комплекс для обучения волонтеров по всем направлениям добровольчества хотят создать на базе ГБУ Москвы «Мосволонтер», как заявила директор учреждения Ирина Швец. Пока специалисты выпускают листовки и готовят успешные кейсы. В ближайшее время планируется печать методических пособий для всех желающих обучать волонтеров.
В Москве зарегистрировано около 400 добровольческих организаций, но, по словам Швец, пока нет данных, сколько человек реально работают. Поэтому «Мосволонтер» запускает исследование, чтобы лучше изучить этот рынок, и подсчитать масштаб их вклада и популярность добровольчества среди горожан .
Кроме того, «Школа искусств и медиатехнологий» Арины Шараповой совместно с ресурсным центром «Мосволонтер» создадут образовательный медиацентр, где будут учить журналистов рассказывать о деятельности волонтеров. «Чтобы человек начал что-то делать, ему нужно показать эту возможность. Как правило, информационное поле в нашей сфере слабое, и он бы, может, хотел, но пока не может себя реализовать по элементарному незнанию предоставляемых услуг», — утверждает Ксения Кондаранцева, руководитель отдела инновационного развития волонтерских программ центра.
Мечтать не вредно
На форуме говорили и о том, как важно не только обучить волонтера, но и правильно его мотивировать, а также защитить от психологического выгорания.
«Если у человека нет этой доброй мечты помогать людям, он не хочет ее воплотить и ему не дали этой возможности, то и никакого волонтера не будет, — считает руководитель ММОД «Даниловцы» Юрий Белановский. — Наличие ресурсов не гарантирует ничего, наличие людей не гарантирует ничего. Гарантируют только реальные встречи с подопечными».
При этом, добавил он, деятельность добровольцев должна быть организованной, с системой и графиком посещений, а волонтеры — ответственными, «чтобы люди, ожидающие в больницах, соцучреждениях и интернатах, не были обмануты».
Руководитель «Даниловцев» предложил, в частности, развивать психологическую помощь для самих волонтеров, особенно работающих со сложными подопечными: в больницах, хосписах, кризисных условиях.