Жительница Краснодара Анна Бучацкая рассказала в Facebook о том, как желание помочь попавшей в беду семье привело ее к конфликту. «Это мой первый опыт. Вышло так, что я стала главной помогающей силой», — пояснила АСИ краснодарка. О том, как избежать ошибок, корреспонденту АСИ рассказали представители благотворительных организаций Краснодара.
«Общение зашло в тупик»
15 мая, выгуливая поздним вечером собаку, девушка увидела на скамейке в парке семью с вещами: беременную женщину, ее мужа и троих детей. Оказалось, что семью, приехавшую в Краснодар с Алтая, выставили из съемной квартиры, а денег у них нет. Девушка принесла детям еду и описала ситуацию в соцсетях. Откликнулись неравнодушные горожане. Семье сняли квартиру, купили первые необходимые вещи, в том числе стиральную машину. Вскоре женщина оказалась в роддоме. Анна обратилась в благотворительную организацию «Синяя птица».
«Я не раз просила главу семьи встретиться с Линой Скворцовой, руководителем «Синей птицы» и завершить постановку на учет в этой НКО. Лина должна проверить условия их жизни, пообщаться с детьми, сделать фото, написать отчет, а я перечислила бы собранные средства в ее организацию, — рассказала Анна Бучацкая. — Продукты, оплату квартиры, медикаменты они смогут получать, пока не кончатся собранные средства».
Волонтер и руководитель НКО обсуждали план переселения семьи в деревню. Но, видимо, у семьи были другие планы. Отец семейства вскоре перестал брать трубку, когда ему звонили из НКО. Он так и не нашел времени прийти за вещами (кроватка, ванночка и т.д.), которые горожане собрали для новорожденного.
Позже папа, который не мог найти работу, ссылаясь на болезни супруги и необходимость сидеть с детьми, перестал отвечать на звонки Анны, продолжая при этом через SMS просить деньги на карту для покупок, например 30 тыс. рублей для выписки из роддома и приданое малышу. В ответ на настоятельные просьбы найти время и посетить благотворительную организацию отец семейства заявил, что вправе сам выбирать НКО для помощи. Общение зашло в тупик.
Включайте голову, а не эмоции
«Исходя из этого опыта, могу посоветовать: если видите людей, попавших в сложную ситуацию, все равно не проходите мимо. Но если вы зашли в тупик, нужно сразу садиться за стол переговоров, не только с тем, кому помогаешь, но и со всеми государственными органами и НКО, участвующими в этой цепочке, чтобы обговорить условия оказания помощи, а тот, кому помогают, понимал свои возможности и границы помощи», — подытожила Анна Бучацкая.
«Первое, что нужно сделать, – связаться с людьми, уполномоченными заниматься этой проблемой и знающими, как правильно поступить. Это могут быть органы опеки, соцзащиты, полиция или благотворительные организации, непосредственно помогающие семьям в кризисных ситуациях. Сотрудники этих структур могут убедиться, что оказавшиеся в непростом положении люди реально оценивают ситуацию и прилагают усилия для ее изменения, они знают, какие документы смотреть и вопросы задавать», — пояснила АСИ директор благотворительной организации «Синяя птица», член Общественной палаты Краснодара Лина Скворцова.
Представитель НКО рекомендует в такой ситуации «включать не эмоции, а голову», тем более что контакты благотворительных фондов сегодня легко найти в интернете. Мать с детьми, например, могли сразу же принять в Краснодарском кризисном центре помощи женщинам.
Важно – не обещать многого
«Никогда не оказываю помощь деньгами. Помочь можно, оплатив счета за детский сад, школьное питание, сняв квартиру или купив транспортную карту, – все это очень поможет семье, оказавшейся в кризисной ситуации. Если требуется медицинская помощь, прошу знакомых врачей, которым доверяю, посмотреть документы и оценить, действительно ли есть проблема, — делится своим опытом исполнительный директор краснодарской региональной благотворительной организации «Добрый-Юг» Дана Руднева. – Я лично сталкивалась с историями, когда обращающиеся за помощью приходят за нею снова и снова, затем начинают откровенно перебирать: эти продукты мы не хотим, б/у вещи не предлагайте, такая расцветка одежды не нравится».
Дана Руднева рекомендует тем, кто проникся историей конкретной нуждающейся в помощи семьи и хочет системно помогать ей, связаться с окружением: знакомыми, коллегами взрослых, учителями или воспитателями детей, школьными психологами, — чтобы составить объективную картину.
«Также важно не обещать многого. Когда наобещаешь, тебе припомнят и начинают эмоционально давить: мы же рассчитывали, ты нас подвел. Эмоции не лучший советчик в благотворительности. Именно на них часто воздействуют и мошенники. Помогать всегда нужно трезво и обдуманно, — добавила Дана Руднева. – Не берите на себя все. Нужно смотреть, действительно ли семья хочет поменять ситуацию, например, ищет ли папа работу или пытаются стать на учет в органах соцзащиты, чтобы получать пособия. Вы не должны решать проблемы за подопечных постоянно. Задача – помочь сделать шаги к их решению и поддержать в начале».