Меценат был влиятельным помощником императора Октавиана Августа. Тогда впервые в истории была сформирована система государственной финансовой поддержки культуры: при содействии императора Меценат направил значительную долю накопленных Римской империей финансов на поощрение творческой индустрии, что послужило укреплению империи.
Имя мецената стало нарицательным — так называют состоятельного человека, способствующего на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающего им материальную помощь из личных средств.
Итальянский художник XVIII века Джованни Тьеполо в 1743 году написал полотно «Меценат представляет императору Августу свободные искусства». Сегодня картина хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Инициатива отмечать в России этот день принадлежит генеральному директору музея Михаилу Пиотровскому и главному редактору альманаха «Русский Меценат» Аркадию Соснову. Главная цель мероприятия — представить благотворительные проекты в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения.
Многие из покровителей культуры вошли в историю наряду с выдающимися художниками, писателями, актерами благодаря своему содействию развитию искусства, культурному просвещению. Развитие меценатства в России началось в XVIII веке, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. Среди русских меценатов наиболее известны Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин, Третьяковы и другие.
Купец Гаврила Солодовников (1826-1901) внес лепту в обустройство Московской консерватории, направил средства на строительство концертного зала с театральной сценой на Большой Дмитровке (сегодня — Театр оперетты), где тогда разместилась Частная опера Саввы Мамонтова; клиники кожных и венерических болезней (сегодня — Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова); приютов для бездомных детей и домов для бедных и одиноких людей (жилые комплексы с чертами коммуны «Свободный гражданин» и «Красный ромб»).
На средства барона Александра Штиглица (1814-1884) в Петербурге было построено Училище технического рисования (Академия Штиглица, или Мухинское училище) и создан первый в стране музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть его коллекции была передана Эрмитажу).
Богатый купец Кузьма Солдатенков (1818-1901) в свое время вложился в некоммерческое издательство и себе в убыток выпускал книги для простого народа. Он стал скупать картины за несколько лет до Павла Третьякова. В собрании Солдатенкова было около 260 полотен и почти 20 скульптур, а также гравюры и библиотека, которые он завещал Румянцевскому музею. Кроме того, он выделил средства на строительство ремесленного училища и создание бесплатной больницы для бедных, которую достраивали уже после смерти мецената. Тогда ее называли Солдатенковской, а в 1920 году она была переименована в Боткинскую.
На средства Христофора Леденцова (1842-1907) в Вологде была построена богадельня для престарелых, созданы городские ломбарды, целью которых была борьба с ростовщичеством (именно ломбарды Леденцова стали первыми в России). Меценат помогал Вологодскому Александровскому реальному училищу и Вологодской губернской гимназии. После переезда в Москву миллионер-благотворитель создал Музей содействия труду при Московском отделении Императорского русского технического общества. Свой личный капитал, превышающий размер, завещанный Нобелем, уроженец Вологды оставил на создание Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений. Леденцовское общество финансировало более 2 тыс. исследовательских проектов в воздухоплавании, телеграфии, производстве лекарств и т.д. Общество поддержало выдающихся русских ученых: основателя космонавтики Константина Циолковского, создателя радиогеологии и биогеохимии Владимира Вернадского, исследователя головного мозга Ивана Павлова, ставшего впоследствии нобелевским лауреатом.
В современной России поддержкой культуры, образования, здравоохранения, спорта, а также развитием благотворительности активно занимаются Алишер Усманов, Владимир Потанин, Геннадий Тимченко и другие.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.