Решение проблем, обучение и спорт
Публичные дебаты — один из способов обсуждать и решать проблемы и находить ответы на сложные вопросы. Наиболее известны политические дебаты. Именно такие дебаты в США в ХХ веке положили начало традиции обсуждать важные вопросы в виде противостояния двух людей с разными позициями, говорит Илья Венявкин, директор образовательных программ InLiberty.
Дебаты распространены и в студенческой среде. В университетах по всему миру создаются дебатные сообщества. Такие дебаты сродни спорту — студенты участвуют в чемпионатах и соревнованиях.
Они могут использоваться в качестве образовательной технологии. Исследования показывают, что проверка и передача знаний в виде дебатов больше увлекает людей и помогает легче усваивать материал.
Чем полезны дебаты
«Причина, по которой дебаты были придуманы и пользуются популярностью, — это такое интеллектуальное удовольствие, когда вы можете свою позицию сделать более целостной и осмысленной, — говорит Илья Венявкин. — И наоборот, когда вы сталкиваетесь с хорошей конструктивной критикой, то можете увидеть нестыковки в своей позиции. Таким образом вы расширяете свой кругозор и делаете свою позицию более устойчивой».
С помощью дебатов вы можете проверить собственные гипотезы и убедиться, что не упустили что-то важное, добавил эксперт.
Кроме того, дебаты — это еще и «спортивное» удовольствие. Вам приятно видеть, как ваши идеи убеждают других людей, особенно если у них сильные аргументы.
Процедура проведения дебатов
Чаще всего публичное обсуждение проблем совсем не похоже на дебаты, отмечает эксперт. Как правило, это выступление 5-7 человек, которые по очереди высказывают свои точки зрения.
По словам Ильи Венявкина, такой формат тоже имеет право на существование, но не стоит ждать от него какого-то конкретного результата, который, например, могут принести дебаты.
«Я вижу в этом большую проблему, — говорит директор образовательных программ InLiberty. — У нас есть много групповых дискуссий, которые нечетко структурированы, и участники не понимают, какова цель этого обсуждения, кроме того, чтобы что-то сказать. И это в каком-то смысле работает против аудитории, потому что она не понимает, как проблема структурируется. Каждый говорит о своем. И, с другой стороны, не очень понятно для участников, потому что они не вступают в продуктивный конфликт».
Если вам нужно, чтобы разные люди просто высказали свое мнение, то выступления по очереди — подходящий вариант. Если же ваша цель — обсудить сложную проблему и прийти к определенному решению, то нужна другая процедура, считает эксперт.
В этом случае важно, чтобы людей было меньше и они заранее понимали, о чем идет речь, предварительно обменялись точками зрения. В таком формате используется жесткая модерация, и все участники понимают, что нужно получить на выходе, объясняет Илья Венявкин.
Когда нужны дебаты
Дебаты подходят не для всех ситуаций, отмечает Илья Венявкин. Они нужны, когда у аудитории уже есть необходимый опыт и знания для обсуждения. Кроме того, дебаты проводят, если на вопрос, который вы хотите обсудить, нет однозначного ответа. В этом случае аудитория будет самостоятельно оценивать позиции сторон и принимать решение.
«Дебаты — это выступление для людей, которые для себя формулируют ответы. Поэтому классические дебаты — это дебаты избирателей», — добавил эксперт.
Дебаты возможны только в том случае, если есть хорошо сформулированный вопрос, на который аудитории важно ответить. Если формулировка непонятна аудитории, спор будет вестись не по существу.
Структура дебатов
Дебаты традиционно состоят из больших интеллектуальных блоков и включают в себя не только обмен мнениями. Самая примитивная структура дебатов выглядит так:
- Заявление позиций
- Критика позиций (не вводить новую позицию, а критиковать услышанное)
- Восстановление после критики
- Вопросы и ответы
- Заключительные слова
В публичных выступлениях модератор чаще всего структурирует дебаты как вопросы и ответы, это не совсем корректно, говорит эксперт. В дебатах спортивного формата модераторы придерживаются описанной выше структуры. Это, в частности, позволяет аудитории видеть, как соперники «отбивают» критику.
«Дебаты — это конструктор. Здесь нет канонического формата. Если вы задумаетесь, для чего они вам нужны, это поможет вам придумать форму. В зависимости от задачи можно собрать модель разговора. Можно организовать голосование в зале или спрашивать людей, какие аргументы на них повлияли», — отметил Илья Венявкин.
Во время самих дебатов важно конструктивно реагировать на критику, анализировать сильные и слабые стороны аргументации (как вашей, так и противника), взаимодействовать с аудиторией.
Подготовка: аргументация
Иногда кажется, что самое важно в дебатах — то, что происходит на сцене, но это не так. Самое важное — подготовка, отмечает Венявкин. Во время подготовки также нужно выработать стратегию выступления, поскольку вы будете жестко ограничены по времени. Нужно понимать, что вы успеете за это время донести.
Подготовка помогает не только лучше исследовать вопрос, который вы будете обсуждать, но и прокачивает «мягкие» навыки: структурирование, анализ, оценка информации.
Во время подготовки к дебатам вам нужно структурировать аргументацию. Обычно она состоит из трех частей:
- Тезис
- Объяснение тезиса (почему вы так считаете)
- Пример (расскажите историю, проведите аналогию, сошлитесь на эксперта, исследование или статистику)
Эксперт советует составить карту аргументов и контраргументов. Для этого нужно выписать все аргументы, придумать к ним все возможные объяснения (почему вы считаете такой аргумент верным). К каждому объяснению подберите пример. После этого придумайте для каждого аргумента контраргумент — возможное возражение от противника. Аналогичную карту можно составить для аргументов противника.
Еще один способ подготовки к дебатам — «Три личности Цицерона». Он похож на карту аргументов и контраргументов. Представьте, что вы одновременно защитник, противник своей точки зрения и судья. Выскажите аргументы «за», «против» и постарайтесь вынести себе вердикт, какая точка зрения сильнее — ваша или противника.
Подготовка: анализ ситуации
Если вы собираетесь на дебаты, проанализируйте, как будет устроена процедура: сколько времени вам дадут и как вы будете строить свое выступление.
Кроме того, после составления карты аргументов и контраргументов нужно сформулировать свой самый сильный тезис. Подберите для него хорошие аргументы и примеры.
Не забывайте о людях, которые будут перед вами. Одна из самых больших проблем, по словам эксперта, — выступление для себя, а не для аудитории. Если вы говорите на языке, который непонятен аудитории, то даже самая продуманная позиция не будет иметь смысла.
Презентация эксперта доступна здесь.
Видеозапись мастер-класса
Мастер-класс проводился в медиаклубе «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.