В Death Cafe в этот раз пришли 10 человек: чтобы поделиться переживаниями, рассказать о своей утрате, поговорить с людьми, получившими схожий опыт. И еще о том, как не потерять интерес к жизни, если долгое время находишься с тем, кто умирает.
Без обреченности
Игорь несколько лет помогал умирающему отцу, а после его смерти понял, что не знает, как жить дальше. Александра на протяжении пяти лет поддерживала мать с онкологическим заболеванием. Ей нужны сильные обезболивающие, опиоиды, получать их сложно, но вместе со своими близкими Александра продолжает борьбу. У Юлии заболевание, которое может привести к летальному исходу, но она не хочет прятаться в четырех стенах: проходит курс лечения, надеется, что сможет снова отправиться в горы. Темы для разговора сложные, но идет он легко. «В словах нет обреченности», как сказала одна из участниц.
Death Cafe в России
Ведущая Death Cafe – Катерина Печуричко. Формат Death Cafe она развивает уже четвертый год, в основном опирается на обширный зарубежный опыт, хотя в России есть и своя специфика. Оказалось, что у нас предпочитают регулярные встречи в Death Cafe, одного раза мало. И это хорошо, считает Катерина Печуричко: одной встречи часто недостаточно, особенно в больших городах.
Первое Death Cafe открыл веб-дизайнер Джон Андервуд в 2011 году в Лондоне. Всего в мире работает почти 7 тыс. таких групп. У формата нет ограничений: на встречи могут приходить те, кто столкнулся с потерей близкого человека, кто борется с болезнью, а также те, кто просто хочет поговорить о смерти. На встречах в Death Cafe не бывает заранее заданной темы или программы обсуждения. Участвовать во встрече могут не более 20 человек одновременно.
«За четыре года, которые я занимаюсь Death Cafe в Москве, такие встречи стали проводиться в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Барнауле и еще в паре городов. При этом каждый город в чем-то повторяет историю Москвы: когда все только начинается, горожанам довольно страшно. Владельцы помещений часто переживают, как такая непростая тема будет обсуждаться в непсихологической группе помощи», – говорит Печуричко.
Безопасное пространство
Некоторые ходят в Death Cafe годами. Есть участники, которым здесь удается поговорить о том, о чем не выходит рассказать домашним. Главное, чтобы Death Cafe было безопасным и комфортным пространством, в котором никто никого не осуждает. Идею понимают не все.
«Бывает, в соцсетях пишут, что разговаривать о смерти хотят только не очень здоровые люди, или: «Уж лучше другу рассказать, это интимная тема»… Но очень много людей другого мнения. Особенно в больших городах. Особенно молодых. Если кажется, что среди близких не с кем поговорить о смерти, иногда проще прийти с этим к чужим людям. Такой эффект попутчика. Здесь никто не станет объяснять, что ты неправильно рассуждаешь на тему смерти. Мы здесь не для того, чтобы учить друг друга, а для того, чтобы быть услышанными».
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.