Лефортовский суд арестовал помощника главы «Роскосмоса» и журналиста Ивана Сафронова до 6 сентября. Журналиста обвиняют с госизмене, по этой статье (275 УК РФ) ему грозит до 20 лет лишения свободы. Сафронов заявил, что вины не признает. Защита намерена обжаловать решение об аресте.
Вопреки ходатайствам адвокатов и возражению Сафронова, судья провел заседание в закрытом режиме, аргументировав это «тайной следствия».
В чем обвиняют журналиста
По версии ФСБ, пишет «Коммерсант», в 2012 году Сафронов был завербован сотрудниками одной из двух спецслужб Чехии, управлением по внешним связям и информации. В 2017 году журналист якобы получил задание собрать сведения о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки и действиях российских военных на Ближнем Востоке. Эту информацию, полагает следствие, Сафронов передал по интернету в управление, а оно поделилось этими сведениями со спецслужбами США.
Власти Чехии отказались комментировать дело Сафронова. Об этом сообщает РБК со ссылкой на издание Denik N.
Журналист как группа риска
Почти сразу после задержания журналиста в Москве начались одиночные пикеты в поддержку Сафронова. По данным ТАСС, полиция задержала 27 человек, по большей части журналистов. Пикеты также прошли в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми. О регионах сообщает телеграм-канал «Местами».
Профсоюз журналистов также выступил в поддержку Сафронова, потребовав прекратить дело против него. С заявлениями выступили редакции «Коммерсанта«, «Ведомостей«, РБК, «Медиазоны». Коллеги Сафронова заявили, что не верят в виновность Ивана и призвали к публичному освещению процесса.
Глава правозащитной организации «Команда 29» Иван Павлов рассказал, что журналисты входят в «группу риска» по делам о госизмене, но общественное внимание может помочь «вытащить [человека] из-под стражи». «Вы оперируете информацией, контактируете с источниками и зарубежными коллегами. Для попадания в группу риска этого достаточно — информация и зарубежные связи. Все это совершенно ожидаемо. Я удивлялся, почему подобных примеров не было раньше», — сказал он.
«За Ивана Сафронова <…> надо бороться как в последний раз. В этом деле все будет оправдываться секретностью: обстоятельства — тайна, заседания — закрытые, адвокаты под подпиской. Был человек и нету. Иначе всех сожрут поодиночке, и следа не останется, как в 37-м», — написала журналист, основатель издания The Bell (внесен в реестр иноагентов) Елизавета Осетинская (внесена в реестр иноагентов).
Сафронова задержали 7 июля в Москве ФСБ по подозрению в госизмене. Журналист писал о военно-промышленном и оборонном комплексе. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, задержание Сафронова «никоим образом не связано с журналистской деятельностью». Вместе с тем глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что у Сафронова не было допуска к гостайне.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.