Исследование общественного мнения провел Центр социального проектирования «Платформа» по инициативе Фонда Потанина. Цель — понять, как спорт работает как социальный институт, способен ли он стирать различия, устранять барьеры, улучшать качество жизни и способствовать миру.
Фонд и «Платформа» провели презентацию в партнерстве с центром «Благосфера» 30 октября, в День тренера, онлайн в форме квиза: данные исследования представлялись между раундами игры, тоже посвященной социальному спорту.
Спорт – это…
В первую очередь исследователи старались понять, как воспринимают спорт люди. Оказалось, что спортивные результаты и соревнования не так интересны большинству опрошенных. Людям интересен не спорт сам по себе, а то, что он дает им.
Например, чаще всего опрошенные связывают занятия спортом со здоровьем, красотой и улучшением настроения. Также популярны ответы, что спорт дает энергию, помогает преодолеть себя и улучшить свой внешний вид. А вот «работа на результат», «риск травмы» или «мучение» – нераспространенные мнения о том, что такое спорт.
Социальное измерение спорта относится практически ко всем сферам жизни, уверены исследователи. Причем один социальный эффект может привести к другому, даже если организаторы не закладывали это изначально.
Фото: Вадим Кантор/АСИ
Например, развитие территории (появление велодорожек, стадионов и другой спортивной инфраструктуры) ведет за собой то, что горожане станут здоровее, увереннее и коммуникабельнее. Это повлияет на снятие социальных барьеров в обществе, а в итоге станет причиной развития новых навыков у многих людей.
«Спорт служит мостиком между разными культурами, разными людьми, разными возрастными группами. До сих пор спорт может быть универсальным языком, понятным любому. Именно поэтому он служит развитию социальных навыков: адаптации к обществу, контролю над собой», – рассказал руководитель направления социальных инноваций и территориального развития Центра социального проектирования «Платформа» Дмитрий Лисицин.
Если говорить о социальном спорте в России, то чаще всего он представлен адаптивными или реабилитационными проектами: программы фонда «Лига мечты», хоккейные команды Детской следж-хоккейной лиги и другие. Причем чаще всего помощь такие программы оказывают детям и подросткам.
Достижения социального спорта
Тем не менее, социальный спорт – это не только реабилитационные проекты. Мировая и российская практика показывает, что все чаще открывают программы, которые могут помочь добиться глобальных изменений: отказа от стигматизации или просвещения общества.
Например, крупнейшая в России футбольная школа для девушек старше 18 лет GirlPower FC проводит тренировки для девочек и женщин. Основатели проекта уверены: футбол – не только мужское занятие, и женщине есть место на поле. Постепенно школа начала сотрудничать с центром «Насилию.нет»: сейчас они организуют совместные проекты, главная цель которых – добиться равноправия в обществе.
Другой российский проект «Социобег» проводит забеги с подростками из детских домов. Инициативу поддержал фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», и сейчас в проекте участвуют уже более 40 воспитанников из четырех детских домов Москвы и Подмосковья. Главная цель проекта – найти семью подросткам, но вместе с этим участники стараются приобщить их к спорту и здоровому образу жизни.
Социальный спорт может быть полезен не только для отдельных людей. Например, в России есть проект «Парижский марафон». Это забег в небольшом селе Париж Нагайбакского района Челябинской области. В нем участвуют как местные жители, так и приезжие. Его главная цель – привлечение ресурсов для развития территории.
Мировые тренды социального спорта
Исследование по заказу Фонда Потанина показывает, что сейчас сформировались четыре направления, которыми занимаются спортивные социальные проекты в мире:
- решение социальных проблем при помощи спортивных мероприятий;
- помощь социально незащищенным группам населения, снижение уровня проблем и отказ от стигматизации;
- проекты, посвященные включению людей в общественную жизнь;
- продвижение социальной значимости спорта в медиа.
Мировое сообщество поддерживает концепцию «спорт на благо развития и мира». Многие рассматривают спортивные программы как дополнительный инструмент для НКО в решении различных проблем.
«Социальный спорт – это дополнительный инструмент для решения системных социальных проблем. И государство, и частные проекты, и НКО смогут найти эффективные механизмы, только объединив свои усилия», – уверена ведущий эксперт Центра по работе с местными сообществами Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Мария Ерёменко.
Большинство спортивных социальных проектов в мире направлены на организацию командных видов спорта. Это помогает снизить социальную напряженность и распространить идею толерантности. Кроме того, большинство организаций в мире занимается работой с детьми и молодежью.
Special Olympics
Отдельная прорывная тема в сфере социального спорта – проведение Специальной Олимпиады (Special Olympics). Соревнования для людей с ментальными нарушениями проходят с 1968 года.
Организаторы Special Olympics разработали комплексную модель развития социальных навыков через включение в спортивную деятельность. Среди них самоконтроль, социальная осознанность, самосознание, ответственное принятие решений, навыки управления отношениями.
Согласно исследованиям, Special Olympics Active in Mind достигает ряда конкретных эффектов в трех направлениях: физическая активность, социализация и психологическое самочувствие. Среди наиболее часто фиксируемых эффектов: увеличение числа занятий спортом, уверенность при знакомстве с людьми, расслабленность, позитивная оценка собственных успехов.
Кроме организации соревнований и занятий спортом, Special Olympics предоставляет ряд сервисов для своих целевых групп и заинтересованных сторон. Среди них: программа бесплатной проверки здоровья спортсменов с ментальной инвалидностью, форумы по вопросам здоровья семьи, портал онлайн-обучения для медицинских работников и студентов о ментальных расстройствах.
«Аудитория» социального спорта
Одно из направлений исследования Фонда Потанина – группы, на которые направлены эффекты от социального спорта. Как отмечает Дмитрий Лисицын, проект может быть узконаправленным, а может влиять сразу на несколько категорий. Чем разнообразнее влияние спортивной программы, тем больше социальный потенциал проекта.
Анализ спортивных социальных проектов позволил выделить шесть ключевых аудиторий:
- возрастные группы, которые заинтересованы в увеличении социального капитала;
- этнические и социальные группы, которые хотят преодолеть разрыв в коммуникации;
- группы с однотипными проблемами, которые стремятся решить вопросы, объединяющие их в группу;
- активисты, которые объединяются для решения проблем, их объединяющих;
- сообщества, которые решают проблему, волнующую организаторов;
- люди, которые хотят решить уникальную или редкую проблему.
Есть проекты, которые работают сразу с несколькими аудиториями. Например, плоггинг – спортивные забеги, совмещенные со сбором мусора. Этот вид социального спорта совмещает в себе разные социальные эффекты – и непосредственно экологический, и поддержку здорового образа жизни, и профилактику зависимостей. Чаще всего в это включаются сразу три категории людей: местные жители, спортсмены-любители и экологи.
Есть еще одна специальная категория – это тренерская аудитория. Это не прямые благополучатели, но они тоже транслируют те или иные ценности. Тренерский корпус России еще только готовится к серьезной работе в социальном спортивном секторе. Сейчас проекты сами организуют собственные тренерские школы, а не приходят к уже более опытным коллегам.
Иногда организаторы не понимают, как работать с третьим сектором и как обращаться к аудитории. Другая проблема – «проблема пропасти». Когда проект начинается с небольшой аудитории, а потом постепенно становится массовым, у лидеров проектов не хватает ресурса работать со всеми.
Выводы
Главная проблемная зона – поиск общего языка. В спортивной сфере есть несколько стейкхолдеров – организаторы проектов, НКО, аудитория проектов, бизнес, СМИ. У каждой из сторон свой язык, поэтому социальному спорту необходимо выработать общую систему общения.
В будущем также важна качественная оценка эффектов. Стоит уделять внимание не только цифрам, но и удовлетворенности аудитории, оценивать влияние спорта на общество.
Необходимо заранее понимать, что третий сектор или государство не сможет вытащить в одиночку социальный спорт. Надо подключать бизнес, СМИ – совместная работа позволит успешно и в короткий срок развить это направление.
В январе 2019 года Благотворительный фонд Владимира Потанина объявил о новом направлении в работе: оно должно было раскрыть потенциал спорта как социального института. В мае 2020 года эта инициатива оформилась в программу «Сила спорта», направленную на развитие спорта как социокультурного феномена, охватывающего все уровни современного общества: культуру, образование, охрану здоровья, развитие благотворительности.
Фонд продолжит проводить исследования и публиковать их результаты. Кроме этого, Фонд Потанина начинает поиск лучших практик социального спорта. Через некоторое время будет объявлен конкурс проектов: он позволит выявить социальные спортивные проекты в России и помочь им в развитии.
В планах фонда проводить информационные встречи, работать со стейкхолдерами и представителями социального спорта, проводить образовательные мероприятия для тренеров.