11 июля 13-летний подросток с расстройством аутистического спектра выкинул из окна дома новорожденную сестру. Ребенок умер от полученных травм. Следствие сообщает, что мать детей отвлеклась и оставила детей в комнате вдвоем.
Соседи и знакомые отмечают, что семья была благополучной. Одна из соседок рассказала «Пятому каналу», что по старшему сыну было «видно, что у него отклонения какие-то».
«К каким выводам обывателя приводит такая жуткая новость? Разумеется, к выводам о том, что «мать виновата и не следила» и что «нужно еще побольше заборов»», – написала в Facebook президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
Она отмечает: мать ребенка, возможно, осознавала, какая ей нужна была помощь, но не могла ее получить.
В чем проблема?
По словам Мень, сейчас в России не используют практики, направленные на модификацию опасного поведения. Центр проблем аутизма начал внедрять и тиражировать зарубежный опыт около 10 лет назад, но до сих пор встречает отпор экспертного сообщества.
По ее словам, за внедрение этих практик она получала письма с угрозами, на нее написали жалобу бывшему генеральному прокурору Юрию Чайке. На последнем национальном психиатрическом конгрессе зарубежные подходы к коррекции поведения назвали «методами, продвигаемыми Госдепом США».
«Это они, их так называемое «профессиональное сообщество», мешают внедрению тех методов и тех способов терапии, которые с научной обоснованностью меняют поведение и аутистов, и умственно отсталых. И то, что такое происходит, говорит только об одном – нет никакого доступа к эффективным методам коррекции», – считает Мень.
Отсутствует и поддержка со стороны государства: исследование методов коррекции не готовы субсидировать. Эксперты ООН отмечают: недостаток исследований и информации угрожает судьбе эффективных разработок и вмешательств.
«Преступники те, кто сопротивляется этим методам, говоря с каждой трибуны «у нас своя школа» и «нам не нужны методики, поддержанные Госдепом». Чья позиция, в итоге, легитимизирует и ДДИ, и ПНИ, предъявляя такие трагические кейсы как аргументы, что «без них никуда», – добавляет Мень.
Что делается?
В июле 2020 года Минздрав одобрил новые клинические рекомендации по аутизму. Но исполнять их сложно: в России нет государственной программы подготовки профессионалов в области этих методов.
Центр проблем аутизма развернул сеть подготовки специалистов. В 2021 году в Московском институте психоанализа открывается первая в России магистратура, полностью направленная на подготовку специалистов в новой парадигме действия коррекционной педагогики. Ее возглавит физиолог Николай Алипов.
«Но это все делается на частные деньги института и на деньги нашего НКО. Как не ночевало в этом государство, так и не ночует», – уточняет Екатерина Мень.