По подсчетам «Ъ» на основе данных госзакупок, в первом полугодии 2020 года Минздрав приобрел 450–500 тысяч годовых курсов, а в тот же период 2021-го — 300–350 тысяч.
С этими данными согласились в Коалиции по готовности к лечению. Коалиция обратилась в ведомства с письмом, в котором предупреждает, что лекарств может не хватить 66,4 тысячам пациентов.
По прогнозам специалиста коалиции Натальи Егоровой, первые перебои с поставками препаратов от ВИЧ можно ожидать осенью. В Минздраве журналистам ответили, что охват терапией в 2021 году соответствует плановым показателям.
Кирилл Барский, руководитель программ фонда «Шаги», не разделяет беспокойства по поводу снижения количества закупленных лекарств.
«В этом году постарались переоценить объемы и сделать так, чтобы не допустить больших остатков препаратов. Закупки сместили на более дорогостоящие препараты, чтобы повысить приверженность пациентов лечению и снизить токсический эффект», — комментирует Барский.
Кирилл Барский. Фото: Мария Муравьева / АСИ
Действительно, большая часть средств в ходе госзакупок потрачена на дорогостоящие оригинальные препараты, которые не имеют российских дженериков: тивикай компании GlaxoSmithKline (GSK), исентресс от MSD, биктарви, генвоя, эвиплера и интеленс от Gilead и Johnson&Johnson.
Оценить, сколько препаратов реально будет использовано, чтобы минимизировать остатки, сложно — в том числе потому, что люди с ВИЧ мигрируют и умирают, отмечает Кирилл Барский. При необходимости средства могут выделить из региональных бюджетов, подчеркивает эксперт.