Инклюзия учит толерантности
51,22% родителей нормотипичных детей нейтрально отнесутся к тому, что в классе появится ребенок с особенностями развития, 25,4% — положительно, 23,38% — отрицательно.
При этом только 13% родителей рассказали, что в их классе уже есть ребенок с особенностями. У 73,47% опрошенных таких детей в классе нет. 3,87% ответили, что в школе уже был опыт совместного обучения.
Родители, которые положительно относятся к ребенку с особенностями в классе, отметили, что такая практика позволяет научить толерантности и добру (35,72%), узнать, как общаться с детьми с особыми потребностями (21,86%), а также, что детям с особыми потребностями важно учиться и развиваться в социуме (29,94%).
25,4% родителей, которые считают, что дети с особенностями должны учиться отдельно, боятся ухудшения качества образования. 28,45% считают, что у психологов и педагогов нет достаточного опыта для инклюзивного обучения. 3,42% уверены, что не смогут объяснить своему ребенку, как правильно общаться с такими детьми. Еще 6,42% боятся, что ребенок с особенностями развития может напугать их собственных детей.
Школа не готова к обучению детей с особенностями
Большинство родителей детей с особенностями (53,49%) уверены, что их детям сложнее получить доступ к среднему образованию. 20,27 % считают, что такого доступа нет или почти нет. А 15,61 % ответили что у всех детей равные возможности.
По мнению 36,21% родителей школа не готова принять их ребенка. 21,93% утверждают, что школа готова, но нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки. 16,61%, напротив, считают, что готова, так как в штате есть специалисты. 10,96% ответили, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет.
Недостаточно информации, как общаться с детьми с особенностями
Родителям предложили рассказать об отношении окружающих к их детям и задали вопрос: «С какими ситуациями на детской площадке или в другом общественном месте вы сталкивались?».
29,24% родителей детей с особенностями сталкивались с тем, что родители других детей не понимают, как общаться с их ребенком и что сказать своему. 33,55% видели, что родители объясняли ребенку, что все дети разные и как можно дружить с особенными детьми. 11,63% сталкивались с тем, что родители нормотипичных детей при встрече на детской площадке или в другом общественном месте пытались увести своего ребенка. А 4,32% сталкивались с тем, что их просили увести особенного ребенка с площадки.
59,02% родителей нормотипичных детей и 57,4% родителей детей с особенностями сообщили, что недостаточно информации о том, как общаться с особенными детьми.
По мнению 61,79% родителей детей с особенностями, родителям нормотипичных детей нужно объяснить своим детям, что все дети разные и рассказать, как можно с ними дружить. 22,59% считают, что нужно спросить, как правильно общаться у родителей детей с особенностями.
В опросе участвовали 37 тысяч пользователей рунета, среди них 3 тысячи — родители детей с особенностями развития: задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна.