6 апреля на XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ прошла сессия «Гражданское участие на местном уровне».
Гражданское участие может проявляться очень по-разному, отмечает председатель комиссии ОП РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
«Это не только участие в работе некоммерческих организаций, не только работа муниципальных депутатов с избирателями. Это работа ТОСов (территориальных общественных самоуправлений. — Прим. АСИ), различных инициативных групп и объединений, волонтерских сообществ», — поясняет Тополева.
Сообщество вокруг конфликта
Ирина Скалабан, доктор социологических наук, профессор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), и Зоя Сергеева, кандидат социологических наук, доцент НГТУ, обратили внимание на форму гражданского участия, которую редко исследуют, — слабо организованные структуры в условиях разворачивающегося конфликта. Они представили доклад «Как горожане, защищаясь от изменений, создают и поддерживают новые сообщества».
Они нашли порядка 200 городских конфликтов, и около 70 из них изучили по большому количеству параметров. Обычно конфликтные сообщества неустойчивы и существуют, пока происходит конфликт. Но некоторые приобретают устойчивость и переходят в другой конфликт, рассказывает Скалабан.
Такие сообщества появляются, когда по отношению к людям возникают навязанные внешние обстоятельства — например, нормативное ограничение или проект, который они не просили. Вступают в конфликт обычно благополучные сообщества, которые либо живут изолированно (например, в огороженном ЖК или академгородке), либо отличаются от рядом живущих по статусу. Так, исследователи нашли зависимость: конфликты возникали чаще в тех районах, где выше цена на недвижимость.
Также стремление сообщества защититься возрастало тогда, когда увеличивался риск маргинализации местных. Так случалось на антимусорных выступлениях.
Такие сообщества, по мнению Скалабан и Сергеевой, берут на себя функции мониторинга ситуации и могут переориентироваться из защиты к развитию территорий.
«Для нас было важно понять потенциал таких сообществ, насколько они способны перейти к развитию территорий. Если сообщество не подвергается давлению, у него существует потенциал перехода от отрицающих к позитивным целям. Из 30 с лишним сообществ мы зафиксировали этот факт только у трех», — отмечает Ирина.
Пустые сайты НКО
Дада Линделл, дата-журналист Теплицы социальных технологий, представила доклад «Определение коммуникативного потенциала НКО: концепция и предварительные результаты».
Коммуникативную силу НКО исследователи определили, как «способность передавать благоприобретателям, донорам и обществу в целом наиболее важную и существенную информацию».
Линделл напоминает, что по последним исследованиям ВЦИОМа, около 50% россиян не знают об НКО в своем регионе, а 40% не участвуют в их деятельности и не доверяют ей.
Коммуникативную силу сайта НКО определили простотой интерфейса, полезностью информации, оптимизацией для поисковых систем, удержанием через социальные сети и вовлеченностью и диалогом в них.
Данные для исследования собирали через базу данных OpenNGO, «СПАРК-Интерфакс», проект фонда «Нужна помощь» «Если быть точным» и собственные сведения Теплицы социальных технологий.
«Из этих источников получилось около 15 тысяч сайтов, но после начала работы с ними мы выяснили, что многие из них в действительности уже не активны. Поэтому мы ввели фильтр, по которому отбирали действительно активные сайты», — рассказывает Дада.
Из всех НКО исследователи выбрали около 140 тысяч действующих социально значимых организаций, которые должны были быть заинтересованы в расширении аудитории. Чуть больше 10% из них имели какие-то веб-страницы, после проверки действующий сайт оказался менее, чем у 10%.
По словам Дады, три из четырех организаций не имеют сбора онлайн-пожертвований и страницы о помощи. У половины не было социальных сетей и мобильной версии сайта.
Еще в исследовании выяснили, что чаще всего страницы в соцсетях есть у благотворительных фондов, а их сайты и сайты АНО, чаще чем у других НКО, оптимизированы под поисковые системы.