5 июля прошло расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи по теме «Исполнение законодательного регулирования распространения социальной рекламы в интернете. Итоги первого года работы».
Что произошло в сфере соцрекламы
Год назад в России приняли закон, регулирующий размещение социальной рекламы в интернете.
За это время удалось провести 120 рекламных кампаний от 62 рекламодателя, рассказал Алексей Гореславский, генеральный директор Института развития интернета (ИРИ). Суммарно социальная реклама в интернете собрала более 21,7 млрд показов.
Соцреклама от НКО и федеральных органов власти размещается на площадках «Яндекса», «Mail.ru», «Рамблера», «ВКонтакте», «Одноклассников», «Авито», «Озона», «2ГИС» и других сервисов.
Обстоятельства этого года внесли определенные коррективы в сферу, рассказывает Алексей Гореславский. Например, у них сорвались договоренности с Google и TikTok на размещение социальной рекламы. На показы социальной рекламы, по его словам, больше всего повлиял запрет деятельности компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), владеющей социальными сетями Facebook и Instagram (продукты принадлежат организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ). Еще сказался уход из России мелких рекламных площадок, вроде Twitter, Spotify, Skype, которые можно было бы использовать для размещения, и запрет на коммерческую рекламу в Google и Youtube.
Из-за этих изменений выросла роль социальной сети Telegram. По мнению Гореславского, в будущем социальную рекламу можно было бы размещать и там. А еще — в подкастах, онлайн- и компьютерных играх, мессенджерах.
А со стороны общества, уставшего от внешних факторов, ИРИ видит запрос на позитивный контент.
О пользе конкурса
Второй год ИРИ проводит конкурс на бесплатное размещение социальной рекламы в интернете. Как рассказала Елена Тополева, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации, это важная и полезная инициатива для НКО.
Социальная реклама открывает возможности для продвижения проектов, привлечения внимания к определенным темам и изменения отношения общества к разным проблемам. Несмотря на то, что размещать чисто фандрайзинговую рекламу НКО нельзя, по словам Тополевой, она все равно помогает привлекать новых доноров.
На второй конкурс (прием заявок закончился 20 июня 2022 года) пришло 184 заявки: больше, чем в прошлый раз. Среди популярных тем — изменение отношения к людям с инвалидностью, оказание помощи людям в трудной жизненной ситуации, поддержка тяжелобольных людей, профилактика социального сиротства, повышение финансовой и правовой грамотности населения.
По словам Тополевой, в социальной рекламе, которую подают на конкурс, всегда поднимают важные темы. Однако в некоторых случаях это была реклама не очень высокого качества. Поэтому было принято решение дополнительно работать с НКО, чтобы помогать им повышать качество работ.
Еще в этом могли бы помочь рекламные агентства: есть практика, когда они создают НКО рекламу pro bono. По мнению Тополевой, такую практику нужно тиражировать.