«Ozon Забота» – благотворительная программа онлайн-ретейлера Ozon. Она дает возможность продавцам и покупателям поддерживать некоммерческие организации.
За год к программе «Ozon Забота» присоединились более 50 НКО, все они прошли верификацию.
Как присоединиться к программе?
Стать участником программы «Ozon Забота» могут НКО, которые занимаются благотворительностью, работают более трех лет, не имеют статуса иностранного агента, не ведут религиозную или политическую деятельность. Организации должны выкладывать публичные отчеты на сайте и проходить ежегодный аудит – если подлежат ему.
«Мы не говорим про периодичность публикации публичных отчетов. Мы понимаем, что она может быть разной. Достаточно выкладывать отчет один раз в год», – отмечает Алексей Казаков, менеджер социальных проектов Ozon.
Среди учредителей организации не должно быть иностранных граждан и иностранных юридических лиц, госкомпаний и госслужащих, а также их родственников, способных влиять на бизнес Ozon.
Также в органы управления НКО не должны входить сотрудники Ozon и лица, подвергнутые уголовному наказанию или участвующие в политической деятельности. Такие же требования к попечительскому совету (за исключением требования об отсутствии иностранных граждан и иностранных юрлиц).
Чтобы присоединиться к программе, необходимо подготовить 19 документов, которые проверят сотрудники Ozon. Это учредительные документы, аудиторские заключения за последние три года, гарантийное письмо и другие документы. Подробный список можно посмотреть на сайте.
Верификация проходит в четыре этапа: подача заявки, обработка в Ozon, проверка организации и рассмотрение заявки. Проверку проводит служба безопасности и комплаенс-отдел. Если все в порядке, заявку рассмотрит комиссия по благотворительной деятельности.
После того, как организация пройдет все проверки и присоединится к программе, у нее появится четыре основных направления работы с маркетплейсом.
Благотворительный маркетплейс
Некоммерческие организации могут продавать на маркетплейсе свой мерч или товары, которые делают их подопечные. Ozon предоставит свою площадку, а задача организации – поставлять товары на склад, загружать информацию на сайт, определять порядок выплат и так далее.
Для некоммерческих организаций на маркетплейсе есть специальная комиссия. Если для обычных продавцов она составляет до 15%, то для НКО – 2%.
«Есть особые условия хранения. Например, для обычных продавцов – это 30 дней бесплатного хранения, а для НКО мы даем возможность бесплатно хранить у нас товары до тех пор, пока они не продадутся», – объясняет Алексей Казаков.
Самые популярные товары на маркетплейсе – это футболки, носки, шоперы, значки и блокноты.
Также на Ozon можно продавать благотворительные сертификаты – по сути, это формат пожертвований. НКО нужно открыть свой личный кабинет, подготовить специальные иллюстрации и описание сертификата (на какие нужды пойдут деньги с его покупки). Средства, которые приходят с покупки сертификатов, НКО может вывести раз в месяц.
Одна организация может разместить не более трех сертификатов в шести разных номиналах. Собирать можно на уставную деятельность, конкретные проекты и другие нужды.
«Но у нас есть ограничение на адресную помощь. Разместить сертификат на помощь конкретному физическому лицу не получится», – говорит Казаков.
Партнерства с продавцами и брендами
У продавцов на Ozon есть возможность делать отчисления с продаж в пользу НКО. Перечислять могут процент или фиксированную сумму. Отчисления будут поступать раз в месяц, между продавцом и НКО будет заключен официальный договор.
Также Ozon заключает дополнительное соглашение с продавцом. Продавец обязан регулярно присылать отчетность о продажах и переводах – Ozon проконтролирует, чтобы договор не был нарушен.
«Мы размещаем специальный атрибут в карточке товара, где указываем, с какой НКО сотрудничает продавец и какой процент переводит на благотворительность. Также мы дополнительно продвигаем такие товары, предлагаем участие в акциях на льготных условиях и периодически даем бонусы продавцу», – объясняет Алексей Казаков.
Также если НКО, с которой сотрудничает продавец, входит в реестр СО НКО, у компании появится право на налоговый вычет.
Еще одно направление – партнерство с брендами. В этом случае бренд будет перечислять организации определенный процент от продаж акционных товаров в течение краткосрочного периода. По словам Казакова, такие акции результативные: например, за несколько недель Huggies перевел фонду «Найди семью» почти миллион рублей с продажи своих товаров.
Фото: E. O. / Фотобанк Лори
Базы продавцов и брендов Ozon не предоставляет, но НКО может поискать интересующую компанию самостоятельно – и предложить им сотрудничество. Также иногда продавцы сами предлагают заключить договор.
Например, фонд «Движение вверх» сотрудничает с 16 продавцами, каждый месяц получая отчисления не менее 4-5% от продаж.
Акции Ozon
Регулярно Ozon проводит акции для своих покупателей, в которых могут принять участие некоммерческие организации.
В июне 2022 года маркетплейс провел акцию «Круговорот добра», во время которой удалось собрать более миллиона рублей для НКО, оказывающих помощь детям. Пользователи площадки оплачивали акционные сертификаты НКО и становились участниками розыгрыша.
Другая акция – «Классно помогать». Часть средств с продажи школьных товаров шла на благотворительность. Ozon пригласил участвовать НКО, которые оказывают помощь детям-сиротам, и по итогам акции распределил между ними 750 тыс. рублей.
Еще одно направление – товарная благотворительность. Организации могут выбрать товары из ассортимента Ozon Fresh, пользователи их оплачивают, а маркетплейс – собирает и доставляет по адресу. Участие в таком формате уже приняли «Старость в радость», «Ночлежка» и фонд «Долго и счастливо».
Также регулярно на Ozon проходят сезонные распродажи, в которых могут принять участие НКО. Достаточно сделать скидку на товар. Маркетплейс будет лучше продвигать такие товары и чаще представлять пользователям.
Живое участие
Также Ozon готов поддерживать события, которые организуют НКО — участники программы «Ozon Забота». Например, сотрудники компании принимали участие в благотворительном триатлоне «Нежелезный человек» фонда «Вера» и забеге «Самое время жить». Главное – приглашать заранее.
«Также мы проводили несколько чекапов: экспресс-диагностику факторов риска инсульта с фондом ОРБИ и диагностику меланомы. Также мы проводили два раза День донора с центром крови ФМБА», – рассказывает менеджер социальных проектов Ozon.
PR-взаимодействие
Чтобы продвигать товары и сертификаты участников программы «Ozon Забота», маркетплейс использует баннеры на своем сайте и в приложении, делает рассылки, публикует информацию в социальных сетях и СМИ.
Также есть Ozon Club – раздел на сайте маркетплейса, где собраны материалы и статьи. Там также может быть размещена информация о работе НКО: например, недавно было опубликовано интервью с Елизаветой Олескиной, директором фонда «Старость в радость».
«Мы также ожидаем, что НКО будет выпускать публикации о начале сотрудничества, размещать информацию о нас на сайте, освещать совместные акции в своих соцсетях и привлекать своих амбассадоров для продвижения акций», – заключает Казаков.
Встречи медиаклуба проводятся при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «НКО-координаты».
Медиацентр «АСИ-Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.