Конституционный суд РФ рассмотрел жалобы жительниц Москвы и Московской области Юлии Чернигиной и Ольги Балуковой. Из материалов их дел следует, что знакомый Ольги Балуковой был признан виновным в угрозе убийством, а знакомый Юлии Чернигиной виновен в ее истязании. Обоих виновных приговорили к ограничению свободы на один год — они не могли покидать места постоянного проживания с 23:00 до 06:00 и выезжать за пределы Москвы.
При этом женщины требовали запретить осужденным приходить к ним домой и на работу. Суды их требования отклонили.
После Балукова и Чернигина обратились с жалобами в Конституционный суд РФ.
КС РФ постановил, что в случае, если запрет на посещение мест, в которых регулярно может находиться потерпевший, не устанавливается, то ограничения свободы «могут не оказать положительного влияния на личную безопасность и психологический комфорт потерпевшего».
По мнению КС, суд может, когда это допускается уголовным кодексом, применить более строгое наказание для защиты потерпевшего, не только ограничение свободы. Но при этом такое понятие, как «ограничение свободы», допускает запрет на посещение осужденным определенных мест, чтобы свести все возможные риски его встречи с потерпевшим к минимуму.
«Оспариваемая норма в ее конституционном истолковании не противоречит Конституции РФ. Заявительницы имеют право на применение компенсаторных механизмов», — сказано в постановлении КС РФ.
В октябре 2023 года в Госдуму внесли законопроект о запрете на приближение к человеку. Один из авторов инициативы вице-спикер палаты парламента Владислав Даванков сказал, что этот проект сможет полностью защитить людей от преследований.
«Предупреждение насилия — это все же сфера ответственности именно государства. Домашнее насилие и преследование, будь оно со стороны незнакомца или бывшего партнера, не должно быть проблемой отдельно взятого человека, с которой она или он остается один на один», — комментировала тогда юрист Консорциума женских НПО Татьяна Белова.