У Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» есть инклюзивый театральный проект, в котором участвуют слепоглухие и зрячеслышащие актеры. Поставить спектакль о слепоглухих людях с их же участием предложил член Попечительского совета фонда, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. «Работу над спектаклем в июле 2014 года начала команда, в которую вошли режиссер Руслан Маликов, драматург Марина Крапивина, художник Екатерина Джагарова – все вместе они работали в проекте Театра наций «Бросить легко», – рассказывает исполнительный продюсер спектакля, сотрудник фонда «Со-единение» Виктория Авдеева. — Эту команду выбрал Евгений Миронов. И он же пригласил играть в спектакле Ингеборгу Дапкунайте. Она сразу же согласилась и после того, как познакомилась с участниками проекта, сыграла в двух эскизных спектаклях. После этого она захотела стать продюсером проекта».
Вспоминая о том, как начиналось ее участие в этом проекте, Ингеборга повторяет обращенные к ней слова Евгения Миронова: «Знаешь, тут надо помочь. Давай сделаем это вместе!». И эти магические слова «давай сделаем это вместе» потом выливаются в проекты откуда уже нельзя уйти, потому что они становятся дороги и они, как правило, хороши. Я горжусь, что я часть проекта «Прикасаемые».
Постановка, которая изначально делалась как экспериментальный благотворительный проект на платформе театрального фестиваля «Территория», вылилась в театральный спектакль, на который ходят зрители. На премьерном показе Дапкунайте играла на сцене вмеcте с другими актерами. Говорит, что добиться контакта со слепоглухими актерами было несложно, это заняло всего полдня, потому что театр сам по себе является средством коммуникации: «Театр помогает нам общаться друг с другом, кто бы мы ни были, и разбивать границы. Мы общаемся друг с другом – люди с ограниченными возможностями и с неограниченными. Если эта коммуникация получается, если она искренняя, а я уверена, что наш спектакль таков, то мы на пути к цели. Процесс удивительно легкий. Наших героев надо просто обнять и вы сможете с ними общаться. Эти люди открыты для общения. И самое главное, чему я научилась, – нельзя делить на нас и их».
У режиссера Руслана Маликова это был первый опыт общения со слепоглухими. Конечно, работать с актерами, которые не видят и не слышат слов режиссера сложнее, чем со зрячеслышащими. Но и эта сложность преодолима. «Первое, с чем сталкиваешься – все происходит дольше. Объяснение задач происходит при помощи переводчиков через тактильную речь, и это чуть дольше, и приходится использовать другие средства, другие каналы информации», – говорит Маликов. – Здесь нельзя показать что-то, надо именно описать, что ты хочешь. Восприятие происходит очень по-разному. Одна из проблем – редко у кого из слепоглухих сильно развито образное мышление. Поэтому упрощается речь, сложно объяснить какие-то тонкости, образы. Но это можно развивать, если над этим работать».
В спектакле есть пара актеров – мужчина и женщина, которые сидят не на сцене, а среди зрителей, в первом ряду. Они читают выдержки из дневника слепоглухой писательницы Ольги Скороходовой.
От показа к показу эти актеры меняются. В премьерных спектаклях вместе с Ингеборгой Дапкунайте играли Егор Бероев и Анатолий Белый. Потом была пара Евгений Цыганов – Елена Морозова. В ближайшем спектакле, который пройдет 17 октября, зрители снова увидят Егора Бероева и, впервые в «Прикасаемых», актрису Ольгу Сутулову.
Спектакль будет благотворительны
А после спектакля, помимо обычных аплодисментов, обязательно нужно потопать ногами. Так через вибрации пола благодарность зрителей доходит до тех, кто не может ее ни увидеть, ни услышать.
Фото: Вадим Кантор