Теперь родители из Екатеринбурга и области могут бесплатно получить новую востребованную профессию, а также применить полученные знания на опыте.
Тьютор — это посредник между педагогом и учеником. Специалист отслеживает, какой материал ребенку усвоить проще, а какой — сложнее, и делает выводы. На их основе тьютор выстраивает маршрут инклюзивного обучения: адаптирует образовательную программу, старается заинтересовать ребенка сложной темой. Помимо этого, тьютор помогает родителям наладить домашнее обучение, разрабатывает методические рекомендации.
По словам организаторов, сейчас в России таких специалистов не хватает. Родителям приходится брать ответственность на себя. Из-за этого они часто не могут трудиться на своей основной работе. Кроме того, без знаний родители не могут наладить общение с собственным ребенком.
«Сейчас финансирование налажено так, что один тьютор берет на себя четверых детей, — рассказывает один из педагогов школы тьюторов Анна Костюк. — В идеале на одного ребенка должен быть один специалист. И когда ребенок проходит на психолого-медико-педагогическую комиссию и ему пишут, что он нуждается в тьюторе или ассистенте, учреждение должно предоставить такого специалиста. К сожалению, какого-то банка тьюторов нет. Школы самостоятельно ищут кадры».
По мнению Анны, в идеале тьютором должен быть человек с педагогическим образованием, а также тьюторской переподготовкой. Но в школу тьюторов идут родители разных профессий, поэтому упор делается на практические занятия.
У каждого из родителей свое задание. Они учатся сопровождать ребенка. По окончании школы выпускники получают удостоверение о профессиональной переподготовке. С ним они могут пойти работать сопровождающими в школы и детские сады.
Студенты школы и выпускники рассказывают, как много им дают эти занятия. За пять месяцев они обучаются работать со всеми особенностями здоровья детей, в том числе с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата, с аутизмом и т. д.
Школа тьюторов рассчитана не только на мам. Одним из выпускников стал Анатолий Вербицкий, который благодаря школе сумел наладить общение с ребенком: «Абсолютно все, что я прослушал в школе, было полезно и интересно. Конечно, все можно прочитать в книжках, прослушать вебинары, а что там за педагоги, насколько они хорошие – неизвестно. А здесь я видел, что со мной работают настоящие специалисты».
Алена Скворцова — также выпускница первого набора школы. У Алены на момент поступления у одной из немногих было психолого-педагогическое образование. Сейчас она работает в одной из организаций помощи детям с особенностями развития.
Ребенок Алены за год перенес 13 операций, какое-то время ему было тяжело ходить. Когда ребенка перевели на домашнее обучение, женщина пошла учиться на тьютора.
«И я не пожалела, — рассказала Алена. — Особенно мне понравилась практика в школах. Мы были во многих учреждениях — для слабослышащих, слабовидящих. У нас даже были тренинги, когда мы завязывали глаза друг другу, а потом друг друга сопровождали. Когда ты сам прочувствуешь это, ты больше погружаешься в такие проблемы. Такой опыт формирует другое восприятие».
Следующая группа тьюторов начнет обучение в ноябре 2018 года. Профессиональная переподготовка возможна на базе высшего образования (специалитет, бакалавриат), а также среднего профессионального образования. Заинтересованные родители, в том числе иногородние, могут присылать заявки на электронную почту фонда «Я особенный» yaosobenniy2014@gmail.com.
Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.