— Для меня главный итог прошедшего фестиваля – это радостные улыбки его участников.
Здесь дети не чувствуют ограниченных возможностей своего здоровья, они поют, танцуют и бегают по сцене. Занимаясь творчеством, они доказывают себе и окружающим, что ничуть не хуже здоровых сверстников, а в чем-то даже и лучше. В этом году фестиваль прошел в третий раз. Как и в прошлом году профессиональные артисты и дети-инвалиды выступали дуэтом. Дети приехали из Белоруссии, Казахстана, Грузии и Молдавии и других городов России. Среди них – воспитанники специализированных домов-интернатов. Также в фестивале принял участие детский музыкальный театр «Домисолька». На этот раз получилось настоящее театрализованное представление. Я горжусь этим, это заслуга всех тех, кто помог организовать фестиваль — Департаментасоцзащиты Москвы, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, оргкомитета Сочи-2014 и Культурной олимпиады, а также Общественной палаты РФ. Я благодарна Александру Олешко, Заре, Эмину, Юлии Ковальчук, Диме Билану, «Бурановским бабушкам» и всем коллегам, которые отозвались, несмотря на свою занятость. Уже второй год в фестивале принимает участие Марк Тишман. Ведущим вечера стал актер и народный артист России Сергей Безруков.
Позволяет ли фестиваль обратить внимание общества на проблемы незрячих и слабовидящих людей?
— Да, это своеобразный шаг к интеграции физически ограниченных людей в общество. Раньше они полностью были изолированы от общества, их как будто не существовало. А сейчас мы говорим о себе и доказываем, что талантливые и трудоспособные. Несмотря на то что отношение к физически ограниченным людям меняется к лучшему, порой окружающие относятся к ним иначе. Но мне хотелось бы обратится со словами: не надо нас жалеть, смотрите на нас, как на равных, принимайте такими, какие мы есть. Тем же, у кого есть какие-либо ограничения, я хочу сказать: нас будут воспринимать так, как мы будем себя преподносить. Поэтому не опускайте руки, надо жить бодро и радоваться, работать, заниматься любимым делом и показывать окружающим, что мы можем все. Мечта и воля помогут преодолеть любые ограничения.
А как государство может помочь слабовидящим и незрячим людям?
— Мы обращаемся с просьбой о помощи к государству, но я считаю, что главное, чтобы люди воспринимали нас адекватно, а государство и так многое делает для инвалидов. Я связываю большие надежды с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах инвалидов. Ситуация медленно, но верно улучшается. Да, может быть не все еще сделано для того, чтобы инвалидам было комфортно передвигаться, но не потому что государство не хочет что-то делать. Просто прошло слишком мало времени. Я в этом уверена, не так быстро, но мы идем к этой цели. Постепенно появляются звуковые светофоры и тактильная плитка на дорогах, пандусы в домах. Их не хватает, но я считаю, что все будет.
Я считаю, что инвалидам не хватает самого главного — человеческого отношения. Если это будет, то незрячие люди не будут бояться выходить на улицу с тростью в руках и потихоньку спускаться по ступеням. Если на них будут косо смотреть, то они так и будут сидеть дома. А мы же хотим нормального отношения к нам и об этом говорим. Без равного отношения к инвалидам ничего не поможет.
На днях я участвовала в интересной акции. Мы зашли в одну из московских аптек, где была неудобная для человека с тростью ступенька. Но меня возмутила не это, а то, как грубо и некрасиво к нам обратилась фармацевт, которая там работает. Меня это и удивило.
Поэтому я и говорю, что общество должно меняться. Я забыла о пандусе, а переключилась на поведение женщины, которая вела себя неадекватно. Этого не должно быть.
С какими вопросами инвалиды обращаются к Вам?
— Моя приемная работает в Общественной палате РФ, там же создана прямая линия. На нее обращаются люди, которые сталкиваются с определенными проблемами. Они пишут огромное количество писем по разным вопросам: обеспечение лекарствами, инклюзивное образование, юридические консультации. Благодаря такой работе, весной нам удалось спасти школу святого Георгия, где учатся дети с синдромом Дауна, тяжелыми формами олигофрении и аутизма. Тогда встал вопрос о ее возможном закрытии. В течение месяца дети должны были покинуть арендуемое помещение. Для них это было бы большим ударом, так как педагоги делают многое для того, чтобы помочь детям. У нас не все получается, вал пустых, бессмысленных отписок, порой бывают такие вопросы, на которые мы не можем ответить. Но мы делаем все, чтобы решить проблемы тех, кто к нам обращается.