Константин, кто такой обычный клоун, мы все знаем: человек с красным носом-«мячиком», ярким гримом, шутками, выступающий в цирке. А кто такой больничный клоун?
— Это профессиональный актер, обученный работать с тяжелобольными детьми по методике реабилитации, адаптации, снятия стресса и страха при медицинских процедурах. Больничный клоун может делать только то, что разрешено режимом больницы. Главное – обеспечить безопасность ребенка, развлечь его, чтобы потом можно было успокоить. Важно не говорить на больничные темы, не обсуждать диагнозы. Есть целый кодекс клоуна, и каждый, кто занимается этим, должен его соблюдать.
Как Вы стали больничным клоуном? Вряд ли вам выдали такой диплом в российском учебном заведении?
— Я больничный клоун-самоучка. По первому образованию – юрист, окончил Высшую школу экономики, а по второму – актер, выпускник студии при ВГИК. В актерском мастерстве мне больше всего нравилась клоунада, и в больничную клоунаду я попал из театральной.
Пришел однажды в Региональный благотворительный общественный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям «Дети.мск.ру», действующий при Российской детской клинической больнице (РДКБ), попросил у главврача разрешения приходить к больным детям и показывать им клоунские представления – с шутками и фокусами, мыльными пузырями и воздушными шарами. Вскоре подтянулись и другие энтузиасты. За три года работы в РДКБ стало понятно: детям такая смехотерапия очень нужна и важна, врачи видели явный прогресс.
Вы часто подчеркиваете значимость профессионализма для тех, кто занимается больничной клоунадой. Почему это так важно?
— Больничная клоунада – это очень тяжелая работа, требующая самоотдачи, взвешенных решений. Приходится подстраиваться под каждого ребенка, учитывая требования его мамы, папы, врача. Работать в больнице с тяжелобольными детьми в течение трех-четырех часов тяжело и физически, и морально. Только профессионал может делать это регулярно и системно.
А если у человека нет профессионального актерского образования, но при этом он «горит» идеей, путь в больничную клоунаду для него все равно закрыт?
— Он может войти в команду, может помогать с организацией наших визитов, но клоуном при этом не быть. Встречаются, конечно, и такие люди, которые не являются актерами-профессионалами, но при этом прекрасные клоуны «внутри». У них тоже есть шанс. Для нашей профессии важны такие качества, как гибкость, творческий ассортимент. Помимо актерского образования, приветствуется режиссерское или музыкальное. Ценится умение работать с публикой и видеть партнера, обучаемость, стрессоустойчивость. Периодически мы объявляем набор в Школу больничной клоунады и отбираем кандидатов на кастинге.
Что требуется от кандидата Вы объяснили, а чему он научится в школе?
— В нашей школе очень много различных дисциплин. Это эклектика всего – пластика, пантомима, танец, вокал, изучение фокусов, работа над психологической стрессоустойчивостью, повышение знаний в области медицины. Проводятся лекции психолога, врача-эпидемиолога и онколога о санитарных нормах, заболеваниях детей, возрастной психологии. Обязательный элемент программы – моделирование ситуаций в больнице, отработка навыков коммуникации с детьми в самых непредсказуемых случаях. И еще тренинг психологов по ожиданиям и страхам клоуна перед приходом в больницу. Стать больничным клоуном-профессионалом невозможно без обучения. Занятия в нашей школе проводятся в течение трех месяцев, не включая два месяца стажировки.
Движение больничных клоунов уже 25 лет существуют во многих странах мира — Франции, Германии, США и т.д. Прежде чем стать родоначальником подобной организации в России, Вы обучались в швейцарской организации больничных клоунов. Какие есть отличия в работе российских клоунов и зарубежных?
— За рубежом чуть больше дистанция между клоуном и детьми. У них пространство ребенка четко ограничено — они не могут ребенка обнять, дотронуться до него. Нам легче в этом плане, другой менталитет.
За границей также развит фандрайзинг, краудфандинг. Больничные клоуны — а их там достаточно много — собирают деньги на свою деятельность за счет народных пожертвований. Для них деятельность в качестве больничных клоунов – основная работа, на которую они ходят три-четыре раза в неделю. Для российских больничных клоунов, к сожалению, это вторая работа, не основная.
Работая в больнице с детьми, развлекая их, вы часто становитесь свидетелями тяжелых случаев. Как сами потом восстанавливаете свои силы, чтобы не перегореть?
— Действительно, самое тяжелое в нашей работе – это накапливаемая усталость, эмоциональное выгорание, когда уходят дети… Я люблю проводить время с семьей, попариться с друзьями в бане. Еще, как человек верующий, хожу в церковь. Так вот силы и восстанавливаю.
Впервые в Москве проводится фестиваль больничной клоунады «Рыжий». Для чего придуман этот фестиваль?
— Одна из основных целей – рассказать, что такое больничная клоунада. К нам из 15 регионов России и стран СНГ приедут 89 волонтеров. Все они хотят, чтобы в их регионах развивалось движение больничных клоунов. Перед фестивалем мы проведем для них мастер-класс в Королеве, а уже после этого они будут участвовать в фестивале в качестве клоунов. Также семинары для них проведут иностранные специалисты из Германии и Голландии.
Каким Вы видите удачно сложившееся будущее для вашей деятельности?
— Лет через пять-десять — профессиональная больничная клоунада во всех столицах стран СНГ. Дальше — наличие больничных клоунов в каждой российской клинике для тяжелобольных детей, а их по статистике 58. В настоящий момент для Москвы желающих стать больничными клоунами вполне хватает, а для остальных городов России необходимо как минимум еще 150 человек. Но для этого, мне кажется, понадобится две-три жизни.