Россия в тренде
Объем пожертвований во всем мире и в России в том числе растет.
Вовлеченность россиян в благотворительность в 2015 году выросла по сравнению с 2014 годом: 50% населения (в абсолютных цифрах – 44,5 млн человек) совершали денежные пожертвования в НКО за последние 12 месяцев. Исследование CAF Россия показало, что в 2015 году средняя сумма пожертвований от одного человека в год составила 3300 рублей. Годом ранее эта сумма составляла 5 тыс. рублей. Несмотря на падение доходов россиян, денег, которые поступают от частных лиц, как и самих доноров, стало больше.
«За счет увеличения количества людей, жертвующих на различные социальные проекты, увеличивается общий объем пожертвований», — говорит директор по развитию фонда «Даунсайд Ап», председатель совета Ассоциации фандрайзеров Ирина Меньшенина.
Результаты опроса Dafne (Сеть донорских ассоциаций Европы) также перекликаются с ситуацией в России. В Европе на данный момент важным вызовом считается законодательство и налогообложение, больший запрос СМИ и общества на прозрачность, необходимость развития общей повестки, коалиции. Кроме того, как свидетельствует опрос в 21 европейской стране, есть необходимость делать большее с меньшим ресурсом, расти профессионально и быть более эффективными, подкреплять свою деятельность качественными данными.
«Много параллелей можно провести с Россией. Некоммерческий сектор растет и у нас, и в Европе. Появляется больше фондов и НКО, увеличивается число партнерских проектов. Большее внимание уделяется долгосрочному результату, социальному эффекту. Есть интерес к социальным инновациям, социальному предпринимательству», — говорит исполнительный секретарь Форума Доноров Ольга Барнашова.
Онлайн-пожертвования
В нашей стране растет число пользователей интернетом. Почти 70% населения являются пользователями, свидетельствуют данные массового репрезентативного опроса населения ВЦИОМ, проведенного в марте 2016 года.
«Это тренд в фандрайзинге, который нельзя не учитывать. Наш пользователь не просто интернет-пользователь, а пользователь мобильных приложений. Важно, чтобы фандрайзинг становился мобильным. Практически 68% пользователей интернета в российских городах выходят в сеть с мобильных устройств», — говорит председатель правления Центра развития некоммерческих организаций (ЦРНО) Анна Орлова.
Фондам нужно не только выходить в медийное пространство и рассказывать о себе, чтобы привлечь к себе общественное внимание и массовых доноров, но и делать ставку на цифровые продукты. «Это то, что поможет нам найти человека и предложить ему удобный, быстрый и легкий способ сделать пожертвование», — отмечает Ирина Меньшенина.
Например, перевод разовых пожертвований в рекуррентные (регулярные) пожертвования позволит ежемесячно получать средства от доноров.
В настоящее время 66% благотворительных фондов в России используют интернет (сайт, соцсети, реклама) для фандрайзинга, свидетельствуют данные Русфонда.
Программное обеспечение для фандрайзеров
Внедрение специализированных CRM повышает эффективность работы с частными донорами на 20-30% в течение первых четырех месяцев работы.
«Наличие программного обеспечения под фандрайзинг – это то, что сделает нас профессиональным сообществом. Нужно уходить от традиционных сборов в копилку к формированию базы, то есть наличию в каждой организации программного обеспечения по работе с массовыми донорами», — говорит Ирина Меньшенина.
Волонтерский фандрайзинг
Эксперты обращают внимание на такой тренд, когда к сбору средств приобщаются сторонники благотворительной организации. Примером является платформа «Друзья фонда «Подари жизнь».
«Этот тренд пришел к нам недавно с запада, и он очень потенциальный и емкий. Не только фандрайзеры собирают на свою организацию, а еще появляется большое сообщество волонтеров, друзей, сторонников, которые тоже приобщаются к сбору средств. Вариантов сделать это очень много. Есть несколько фондов, которые в этом преуспели», — говорит Ирина Меньшенина.
Корпоративное волонтерство
По данным Фонда «Общественное мнение», 62% сотрудников готовы участвовать в добровольческой, благотворительной деятельности своей компании. Эксперты отмечают рост корпоративного волонтерства.
Желание сотрудников помогать может реализовываться через широкий спектр возможностей. Деньги — не единственный способ. Это могут быть книги, одежда, профессиональные услуги тренеров по личностному развитию, услуги юристов, бухгалтеров, менеджеров по планированию, так называемые pro bono услуги.
«В бизнесе востребованы совместные проекты с некоммерческими организациями. Если вы можете вовлечь сотрудников компании в совместные проекты, то возможность сотрудничества и получения денег компании многократно возрастает», — отмечает один из учредителей Ассоциации фандрайзеров Татьяна Задирако.
Корпоративный фандрайзинг
23% НКО в 2015 году получили средства от российских компаний. Сегодня средства компаний есть в каждой десятой НКО, таковы данные опроса 850 НКО из 33 регионов РФ по репрезентативной квотной выборке по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО. Опрос проведен Высшей школой экономики.
По данным Форума Доноров, в 2016 году 2/3 компаний сохранили благотворительный бюджет на уровне 2015 года. При этом, 1/6 часть компаний увеличили благотворительный бюджет и столько же — снизили.
Источники финансирования НКО
У каждой десятой НКО основной источник финансирования – государственные субсидии. В 2013-2015 годах государство выделило на поддержку СО НКО более 10 млрд рублей. Для сравнения: это шестая часть федерального бюджета на социальную сферу. Почти каждая третья организация в 2015 году получала субсидии от органов государственной власти разного уровня.
«Несмотря на то, что те сферы, которые финансирует государство, становятся разнообразнее, основная тенденция не меняется. Больше всего (16%) было выделено на помощь пожилым, на дотации инвалидам и их семьям, поддержку социально незащищенных граждан. Меньше 1% выделяется на культуру», — приводит данные Анна Орлова.
Как показывает опрос, проведенный Высшей школой экономики, каждая третья НКО в России имеет только один источник финансирования, 40% – два-три источника, 20% – четыре и более. «Треть организаций не диверсифицируют свой фандрайзинг. Однако разнообразие источников и устойчивость в этом плане подрастает», — говорит Анна Орлова.
«Формируется тренд на смешанную финансовую организацию. Частные фонды начинают заниматься фандрайзингом, а у фандрайзинговых фондов появляются институциональные доноры и т.д. Появляются новые способы фандрайзинга, особенно в связи с ростом новых информационных технологий», — отмечает Ольга Барнашова.
Рост профессионализма
В 41% НКО фандрайзингом занимается руководитель организации. В 7% НКО работают профессиональные фандрайзеры, а 1% организаций имеют фандрайзинговые отделы.
Фото предоставлено ЦРНО, friends.podari-zhizn.ru