«Вы работаете машинистом экскаватора, бухгалтером, официанткой, зубным техником или, сидя за школьной партой, зубрите не сильно любимую химию, а душа просит чего-то иного? Полета, самовыражения, интересных встреч с необыкновенными людьми, путешествий?» Попадая на сайт Медиашколы Игоря Попова, первыми читатели видят эти слова. Известный журналист руководил разными изданиями, а в 2000 году открыл свою школу журналистики в Москве. Изначально она называлась Медиашкола АИФ, но с этого года стала носить имя Игоря Попова.
Заполярная медиашкола
Три года назад бесплатная школа для молодых журналистов появилась и в Заполярье. Корреспондент Агентства социальной информации встретилась с Игорем Поповым в заполярной Дудинке.
«Я очень рад, что школа пришла в Заполярье. Помимо Таймыра, я преподаю на Кольском полуострове: есть группы в городе Заполярном и поселке Никель Мурманской области. И у нас уже есть планы на расширение», — рассказывает АСИ Игорь Попов.
Попов не любит учить дистанционно и потому прилетает на Таймыр раз в месяц на недельную сессию со студентами с октября по май. В этом году Игорь слетал сюда уже 32 раза в обе стороны. За пять учебных дней они проходят какую-то новую тему: интервью, репортаж, заметку. После – получают задание и на следующей сессии сдают готовые материалы.
«На каждой сессии обсуждаем важные вещи, которые происходят в мире, проводим лингвистическо-интеллектуальные турниры, берем интервью у сказочных репортажей, делаем репортажи с исторических событий типа Бородинской и Куликовской битвы. В Дудинке у нас была экскурсия на ледокол, в Заполярном – на производство», — делится Игорь.
Телевизор против печати
В Дудинке студенты Попова впервые попробовали себя в роли тележурналистов. Формат был непривычным: обычно дети занимаются печатной текстовой журналистикой, а тут вдруг – телевизор. Рассказывают, что к съемкам готовились один день.
«Ребята — большие молодцы! По тому как они сегодня работают, складывается впечатление, что тележурналистикой они занимаются уже несколько месяцев.
Я доволен, как мои чудесные дети из медиашколы работают сегодня на турнире — наравне с профессиональными журналистами. Причем мне кажется, что иногда они работают интереснее, чем профессионалы.
Я тридцать лет в профессии и вижу, кто, чего и как», — рассказывает Попов.
Под светом софитов студенты медиашколы и вправду выглядят, как профессионалы. Не поверишь, что они никогда прежде не работали перед камерой и не брали интервью в прямом эфире во время международного события.
«Сегодня взяли уже пять-шесть интервью: поговорили с мамонтом, с девушкой, которая здесь главная по питанию, спросили у нее, какие пожелания и требования были у сборных разных стран к питанию. Взяли интервью у сотрудницы краеведческого музея, спросили: если бы проходил турнир по керлингу среди заполярных животных, кто бы в нем участвовал?», — делится новостями Попов.
«Что тебе стоит попробовать?»
Полина Зелина
пришла в медиашколу одной из первых. Тогда для поступления нужно было выполнить творческое задание. Изначально хотели взять 20 человек, но приняли всех желающих – 39 человек. Полина оказалась самой младшей: к участию приглашали старшеклассников, а она училась в 8-м классе.
«Меня мама уговорила, я боялась. Говорила: «Меня оттуда попрут, потому что я маленькая, что мне там делать. Сказали же, что 10-11 классы». Мама ответила: «А что тебе стоит попробовать?» И я попробовала», — рассказывает Полина.
Журналист должен быть смелым. Как минимум – не бояться подойти к незнакомому человеку на улице и задать вопрос.
«Нас выпустили в поле, надо было поприставать к людям. Было не страшно, но трудно подобрать необходимую аудиторию, потому что многие видят камеру, боятся и убегают, не хотят говорить. Или подходишь к человеку, который выглядит превосходно.
Как-то раз увидела счастливую пару, а у меня как раз был вопрос про парней и девушек с Севера и с материка. Я к ним подбегаю, думаю: сейчас они мне выдадут! А они оказались такими овощами!
«Чем ваша девушка отличается от материковской?» — «Ничем». Но иногда попадались действительно интересные собеседники, и тогда все получалось», — говорит Полина.
В будущем Полина собирается уехать в Санкт-Петербург и поступить на журфак.
«Главное, что дала мне медиашкола – уверенность в том, что я делаю. Возможно, даже уверенность в завтрашнем дне.
Я убедилась, что иду в правильном направлении, что журналистика – это мое.
Раньше у меня были сомнения: вроде неплохо пишу, вроде интересно», — говорит Зелина.
Кто такие зайцы
В руках Игоря Попова – глянцевый журнал с красной обложкой под названием «Зайцы». На ней изображены десятки черно-белых зайцев и, кажется, один медведь. Почему зайцы? Так Попов зовет своих учеников. Все материалы написали студенты медиашколы: сами придумывали темы, добывали информацию, наблюдали, брали интервью, экспериментировали, рисовали и фотографировали. Журнал удалось издать при поддержке дружественной компании «Норникель».
«Получилось, как нам кажется, замечательно! Просто и честно, горячо и пронзительно, иногда немного наивно — но разве это недостаток в таком возрасте?! Ребята рассказали о своих городах, о хороших людях, которые там живут, и, конечно, о собственных проблемах, переживаниях и надеждах. Об открытии мира и о любви — как же без нее!», — написали в группе медиашколы.
«Зайцев» уже оценили в Норильске, Заполярном, Никеле, Спутнике, Дудинке и Москве. В будущем планируется распространить журнал по всей территории России. Впрочем, публикации студентов медиашколы можно найти и в других печатных изданиях.
«Мы же не просто собрались поболтать. У многих ребят есть публикации в «Заполярном вестнике» Норильска, в дудинской газете «Таймыр», в районной газете «Печенга» Мурманской области», — рассказывает Попов.
Таймырский журналист
Полуостров Таймыр — территория особенная, оторванная от большой земли. Добраться сюда можно только самолетом. Коротким здешним летом открывается навигация, можно приплыть по Енисею. Но самолетом, конечно, быстрее.
Как в условиях такой обособленности быть в курсе новых веяний, успевать за трендами и держать нос по ветру? Чем местные журналисты отличаются от коллег с материка?
«Я уже третий год пытаюсь это сформулировать.
Наверное, здешние молодые журналисты более жадные до работы. Они не избалованы вниманием и возможностями. Они за все хватаются с удовольствием, с какой-то колоссальной искренностью.
У них у всех глаза горят, сегодня они все носятся такие драйвовые. На материке, мне кажется, народ более медленный и флегматичный», — делится наблюдениями Попов.