Корреспондент АСИ поговорил с юристами трех некоммерческих организаций и подготовил краткий гид по профессии.
Чем занимаются юристы третьего сектора?
Юрист занимается полным правовым сопровождением организации.
Он отвечает за внутреннюю и кадровую документацию, оформляет и согласовывает правовые документы. Юрист представляет интересы НКО в отношениях с госорганами.
Фото: Gabrielle Henderson / Unsplash
Он также работает с людьми. Например, Агат Божко, юрист центра «Верность», помогает волонтерам и горожанам по вопросам, которыми занимается НКО. Иногда пишут обычные люди, которые хотят помочь животным, но не знают как.
А иногда работа юриста – это один из проектов помощи благополучателям. Юрист фонда «Апрель» более десяти лет консультирует приемные семьи, опекунов, детей-сирот и выпускников детских домов.
«В последние годы стала востребована юридическая поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это часть нашей программы «Профилактика социального сиротства», – рассказала АСИ Дина Ченцова, юрист фонда «Апрель».
В движении ЭКА юрист, кроме основных задач, занимается защитой экологических прав: консультирует активистов, составляет обращения к госорганам, пошагово разрабатывает стратегии экозащитных кампаний.
Что должен знать юрист в НКО?
Юрист должен знать не только гражданское, трудовое и налоговое право, но и законы о НКО и благотворительной деятельности. Знание основ делопроизводства и умение работать с информацией – необходимые навыки.
«Юрист – это по определению сверхобразованный человек, который должен обладать компетенциями в разных сферах жизни нашего общества. Поэтому на юрфаке изучают от физики до истории», – отмечает Божко.
Агат Божко – юрист с проблемами зрения, в центре «Верность» он работает два года. Он наизусть знает некоторые документы, работает с КоАП и законами, связанными с темой животных.
Но иногда юрист может чего-то не знать. Поэтому второе важное качество – самостоятельность. Нужно быть в курсе, где и что посмотреть, чтобы быстро найти ответы на возникающие вопросы. Важно оперативно работать со справочными системами: «Консультант.Плюс», «Гарант» и другими.
Пунктуальность, добросовестность и обязательность помогут правильно оформить документы. А доброжелательность, терпеливость, умение сочувствовать и желание добиваться справедливости – при работе с подопечными. Но иногда нужен здоровый цинизм.
«Стрессоустойчивость должна быть уровня «Бог». Очень важна тактичность в общении с коллегами. Люди точно так же пришли работать на благо мира, они специалисты в своей области, а я – в своей, и мы – команда. В команде не должно быть конфликтов или недопонимания, тормозящего процессы», – говорит Юлия Ключкина, юрист движения ЭКА.
В чем отличие от работы в коммерции?
С одной стороны, в нагрузке: работу, которую выполняют в коммерческом секторе три юриста, в некоммерческом может делать один. Юрист должен следить сразу за несколькими процессами в НКО и быстро реагировать на запросы других сотрудников.
Основная часть бюджета НКО – гранты и пожертвования. Юрист помогает в оформлении грантовой документации и договоров пожертвований, в том числе целевых.
Фото: Wesley Tingey / Unsplash
По словам Дины Ченцовой, законодательство в некоммерческой сфере не столь подробное, как в предпринимательской. Поэтому нужно советоваться с коллегами, которые работают в НКО похожей направленности.
«Главная сложность – в сутках всего лишь 24 часа, очень мало. А главный плюс заключается в том, что именно в некоммерческом секторе понимаешь, что такое настоящая команда без всяких командообразующих тренингов», – считает юрист движения ЭКА.
Для работы в некоммерческом секторе нужно понимать, что в основе всего лежит идея. Если юрист не разделяет миссию НКО, ему будет сложно работать.
«Некоммерческий сектор — это, скорее, работа за лучший мир. У нас нет как такового карьерного роста. Каждая победа — это победа не твоя лично, а команды, в которую ты входишь, победа активных граждан, которым ты в чем-то помог», – добавляет Ключкина.
Поможет ли опыт работы юристом в коммерции?
Да. Хотя юридического образования может и хватить, опыт позволяет лучше понимать алгоритм работы с органами власти, облегчает оформление и согласование документов.
«Люди часто устают от того, что они делают, и могут радикально изменить вид своей деятельности. Нельзя ставить крест на тех, кто 20 лет был, например, циничным следователем. Любой человек может быть задействован в НКО, все зависит от компетенций, талантов и ситуации», – уверен Божко.
Например, юрист фонда «Апрель» ранее работала юристом в коммерческой фирме. Благодаря этому она уже знала основные принципы, и ей осталось только ознакомиться с законодательством в некоммерческой сфере.
Некоммерческий сектор обширен: в некоторых организациях может потребоваться опыт работы в сфере уголовного права, в других – семейного. Юлия Ключкина уверена: если юрист разделяет идеи организации, он сможет работать в НКО даже без нужного опыта.
«У меня довольно большой опыт работы в качестве юриста холдинговых организаций. До прихода в ЭКА я занималась вопросами экологии, хотя и не системно. Поэтому у меня было представление о специфике работы в этой сфере. Это мне помогло», – отмечает Ключкина.
В движение ЭКА иногда обращаются юристы, которые хотят попробовать себя в сфере защиты экологических прав, но не знают, с чего начать. Ключкина занимается с ними и разбирает кейсы. После они идут работать с активистами в своем регионе.
Где учиться юристу из НКО?
Юрист должен быть в курсе изменений законодательства. Дина Ченцова раз в неделю просматривает правовые обзоры – это позволяет держать руку на пульсе. Нужно следить и за новостями в сфере работы НКО.
Некоторые специализации включают узкие направления: у Юлии Ключкиной – регулирование в сфере атмосферного воздуха, градостроительной деятельности, водных ресурсов, лесов и др. В таком случае нужно искать сообщества юристов, где консультируют по таким узконаправленным темам.
Еще один возможный вариант – обучающие тренинги, платформы и семинары. Юрист фонда «Апрель» советует семинары Центра РНО (внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), фонда «Ключ» и др.
«Ты должен неутомимо получать новую информацию и перерабатывать ее. Юриспруденция – это динамичная структура: законы переписывают, адаптируют. Всегда нужно быть гибким, динамичным и изменчивым – в хорошем смысле этого слова», – заключает Агат Божко.