Краудфандинг уже довольно прочно вошел в жизнь НКО. Этот механизм позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая заинтересованных пользователей и спонсоров, которые готовы поддержать ваш проект безвозмездно или за вознаграждение в виде сувениров, эксклюзивного мерча или встреч с авторами и участниками проекта. Для этого люди или организации заводят кампании на специальных платформах, которые схожи по внешнему виду и функционалу и в нашей стране, и за рубежом.
Краудфандинг на футболках
Кроме стандартных сайтов для создания краудфандинговых проектов в зарубежном секторе оказались популярны платформы, созданные для определенного вида взаимодействия со спонсорами проектов. Так, международная платформа Double the Donation в своем бесплатном путеводителе по лучшим механикам краудфандинга для НКО советует обратить внимание на так называемые T-Shirt Fundraising Platforms и даже публикует список из семи лучших сервисов.
Такие платформы позволяют пользователю создать собственный дизайн футболки или толстовки с помощью встроенного функционала. При регистрации, к примеру, на Bonfire, который считается лучшим подобным сервисом, НКО получает настраиваемую страницу профиля, различные шаблоны и другие инструменты для создания принтов, пониженную комиссию за пожертвования с 8% до 3,5%, доступ к статистике кампаний, возможность отправлять персонализированные благодарственные письма.
В качестве вознаграждений за пожертвования в данном случае выступают вещи с эксклюзивными принтами. Их изготовление и отправку заказов берет на себя Bonfire, перечисляя 100% от собранных средств на счет НКО. Таким образом некоммерческим организациям не приходится заниматься логистикой и платить службам доставки.
Платформа доступна и для индивидуальных пользователей, не связанных с благотворительностью, но и они могут сами начинать кампании в пользу фондов, создав собственный дизайн и запустив свой сбор средств. Схожая механика есть у российского проекта «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь».
Например, на Bonfire можно приобрести толстовку с принтом слона, дизайн которой создан сторонниками американской организации защиты прав животных The Nonhuman Rights Project Inc. А с ассортиментом вещей в пользу НКО можно ознакомиться на отдельной странице.
Похоронный краудфандинг
Отдельный вид краудфандинговых кампаний, пока не сильно распространенный в России, — сбор средств на оплату похорон. Завести подобный проект можно на многих зарубежных сервисах, однако существует единственная в своем роде специализированная платформа Fund the Funeral.
Она была создана директорами похоронных агентств для того, чтобы помочь семьям оплатить расходы на похороны и гарантировать, что поставщики ритуальных услуг получат собранные средства. Платформа объединяет людей, столкнувшихся с утратой близкого, поставщиков похоронных услуг и пользователей, которые хотели бы помочь своим близким или даже совершенно незнакомым людям.
Один из недавних сборов, открытый на платформе, был создан семьей 12-летней Даники Брианны Малхолланд, которая умерла в конце февраля 2022 года после трехлетней борьбы с раком мозга. На организацию похорон и прощания близким девочки необходимо было собрать 10 тыс. долларов. С помощью краудфандинга было собрано 14 065 долларов, и лишнюю сумму похоронное агентство переведет на счет семьи.
Народный сбор на медицину
Еще одним отдельным видом краудфандинга на зарубежных платформах является сбор на оплату медицинских счетов. Индийская платформа ImpactGuru выделяет такие компании в отдельное направление: «Независимо от того, насколько хорошо вы все планируете, потребность в неотложной медицинской помощи всегда бывает неожиданной. Более того, предоставление качественной медицинской помощи может сказаться на ваших сбережениях и стать причиной финансового стресса для вас и вашей семьи.
Никто не должен отказываться от своего второго шанса на жизнь из-за нехватки средств.
Вместо этого вы можете выбрать краудфандинг, чтобы покрыть расходы на лечение и получить медицинскую помощь в самое ближайшее время», — поясняют идею направления его организаторы.
Завести кампанию для сбора средств на лечение от рака, трансплантацию почек, печени и других органов, реабилитацию после несчастных случаев и сovid-19 на платформе может как НКО, так и обычный пользователь.
Например, в июне 2021 года на этой платформе успешно завершился сбор средств на препарат «Золгенсма» для мальчика по имени Аяанш Гупта, который родился со спинальной мышечной атрофией. Помочь ему решили почти 62,5 тыс. доноров по всеми миру, в том числе индийские звезды. За 113 дней они пожертвовали на лечение мальчика рекордные 2,1 млн долларов.
Краудфандинг в России
Настолько масштабные по количеству собранных средств проекты есть и в России. Рекордсменом благотворительного краудфандинга на платформе Planeta.ru стал фонд «Ника», который в ходе четырех проектов собрал больше 21 млн рублей на строительство многофункционального центра для животных «Мокрый нос».
Впервые фонд пришел на платформу в 2014 году с целью собрать несколько десятков миллионов рублей на строительство первого в России центра такого типа. «Мы честно сказали, что такая огромная финансовая цель отпугнет аудиторию, поэтому было решено реализовывать проект поэтапно, — пояснила Агентству социальной информации PR-директор Planeta.ru Наталья Игнатенко. — Например, первый этап включал подготовку территории, установку забора, подведение коммуникаций и возведение отапливаемых вольеров. На это требовалось 5 млн рублей».
Когда деньги были собраны, продолжает Игнатенко, фонд приступил к реализации своих обязательств, и в следующем проекте рассказывал уже не просто об идее, а отчитывался о проведенных работах и говорил о следующем этапе строительства.
«Такие промежуточные отчеты помогли людям поверить, что вместе получится реализовать и глобальную цель проекта», — заключает PR-директор Planeta.ru.
Лидером Planeta.ru по количеству участников стал проект петербургского фонда «Дорогою добра» по созданию центра для выпускников детских домов «Наставник плюс». Его фонд реализовывал вместе с популярным YouTube-объединением Rakamakafo: блогеры разместили на своем канале с почти 4 млн подписчиков призыв поддерживать проект и несколько видео по теме.
Проект обвалил средний чек на Planeta.ru: школьники и студенты, основная аудитория блогеров, поддерживали его небольшими суммами от 5 до 100 рублей. Но за счет массовости – проект поддержали 10 994 человека – удалось собрать почти 2 млн рублей.
«Этот проект – отличный пример сотрудничества с лидерами мнений, которые помогают некоммерческой организации информационно, вовлекают свою аудиторию. Здесь очень важно, что блогеры сами лучше знают, какой контент «зайдет» их аудитории, поэтому стоит им доверять, а не предлагать готовые варианты», — поясняет Наталья Игнатенко.
Завершает тройку самых успешных благотворительных кампаний на Planeta.ru социальный предприниматель и основатель бренда «Малый Турыш» в уральской деревне Гузель Санжапова — она собрала с помощью краудфандинга более 5 млн рублей на строительство общественного центра.
Санжапова эффективно продвигает свои крауд-кампании на офлайн-мероприятиях. Она купила домен турыш.рф и во время активных кампаний делает с него редирект на страницу крауд-кампании (в остальное время домен ведет на сайт медового бренда). На своих выступлениях в конце презентаций Гузель выводит слайд с доменом «турыш.рф», рассказывает об активной крауд-кампании и обещает первым спонсорам из числа зрителей памятный подарок от себя.
«Когда люди уже прочувствовали историю и воодушевились выступлением, они с радостью присоединяются к крауд-проекту. Так, на форуме «Бизнес со смыслом» такая игра с залом принесла в проект Гузель порядка 270 тыс. рублей», — уточняет PR-директор Planeta.ru.
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.