Если спросить об известных в России людях, занимающихся благотворительностью, то, наверно, каждый из нас сможет перечислить хотя бы несколько имен. И, скорее всего, это будут учредители или попечители крупных НКО, зарегистрированных в Москве.
Однако в России множество благотворительных организаций, о которых могло бы узнать больше людей, если бы их активнее поддерживали известные деятели. Мы в АСИ решили найти тех, кто уже это делает, и поговорить с ними о благотворительности в регионах.
Первый герой новой рубрики — Андрей Рожков, звезда шоу «Уральские пельмени», который живет в Екатеринбурге и вот уже 10 лет поддерживает местные организации.
Андрей Борисович, в Свердловской области десятки НКО – как вы остановились на тех пяти фондах, с которыми сейчас сотрудничаете?
На самом деле фондов, на чьи просьбы откликаюсь, несколько больше. Но, честно говоря, не помню все названия. Тех, с кем дружим, могу назвать: нижнетагильский фонд «Живи, малыш», екатеринбургский фонд «Небо», региональная общественная организация «Будущее в детях», Благотворительный фонд «Дети России», созданный компанией УГМК (Уральская горно-металлургическая компания — прим.), и бюро Русфонда в Свердловской области.
Как вы пришли к благотворительности? Может быть, с этим связана какая-то личная история?
Конечно, вряд ли припомню самую первую благотворительную акцию в своей жизни. Но был случай, после которого я сделал выводы, кому и как стоит помогать.
Около 10 лет назад друзья попросили помочь одному парню собрать деньги на операцию в Израиле. Он показывал медицинские документы с каким-то страшным онкологическим диагнозом, умолял его спасти. Помню, мы все тогда за него очень переживали, подключились к сбору денег. Мы с друзьями передали ему довольно внушительную сумму на дорогу и лечение. А потом выяснилось, что справки поддельные, мнимый больной оказался обычным мошенником. Конечно, никому никаких денег он не вернул, до сих пор жив, и дай Бог ему здоровья.
После этой истории я решил помогать через фонды, которые занимаются благотворительностью профессионально.
Проверять медицинские документы и разбираться – хотят меня обмануть или искренне просят помочь – нет ни времени, ни возможностей. В личных сообщениях в соцсетях почти ежедневно незнакомые люди присылают фотографии больных детей, но я знаю, что моя помощь точно дойдет через фонд, которому доверяю, а вот через чужие руки – не факт.
Привлекаете ли вы свою семью к благотворительности?
У меня трое сыновей – 6, 12 и 18 лет. Из-за съемочного графика нам не так часто удается побыть вместе, и если есть возможность, беру их куда-нибудь с собой.
В прошлом году с Петром – это средний сын – мы ездили навестить семью, которая собирала на укол для малыша с СМА. Не буду называть фамилию родителей, мне кажется, это не очень корректно. Нужно было 150 миллионов рублей, чтобы спасти ребенка. Много людей подключилось – собирали всем Екатеринбургом, наша семья тоже сделала взнос. По приглашению волонтеров, мы приехали познакомиться с родителями, попили чай, пообщались. Сумма, конечно, невероятная! Но когда узнали, что ее все-таки удалось собрать, порадовались — чудеса случаются.
Как вы считаете «звездная» благотворительность должна быть «тихой» или наоборот — нужно больше об этом рассказывать и тем больше продвигать организации? Какой вариант выбираете вы?
Мне кажется, в соцсетях информации о некоммерческих организациях может быть и больше. Непонятно, почему блогеры с миллионной аудиторией не занимаются благотворительностью – им ведь это ничего не стоит. Да, конечно, на этой теме не словишь хайп. Но ведь соцсети не только для того, чтобы в них зарабатывать, но и что-то рассказывать о себе, о том, чем ты занимаешься.
28 марта у меня был день рождения. Друзья из фонда «Живи, малыш» предложили разместить в соцсетях информацию – я с удовольствием согласился и попросил своих подписчиков, если кто-то хочет поздравить, перейти на страничку фонда и сделать пожертвование.
Фонд работает в Нижнем Тагиле с 2012 года, помогает детям-инвалидам, малообеспеченным семьям и многим другим. Не знаю, какую сумму удалось собрать. Главное, что люди узнали, что есть такой «Живи, малыш» и ему можно доверять, а не складывать деньги в коробочку неизвестным людям, которые ходят по улицам и трамваям, представляются волонтерами и якобы занимаются благотворительностью.
Мы видим, что знаменитые, медийные персоны мало поддерживают именно региональные НКО, как вы считаете почему?
Есть хорошая пословица – «где родился, там и пригодился». Есть у тебя рядом хорошие люди – им и надо помогать. Иногда мне приходят письма от фондов из других регионов с предложением войти в попечительский совет или что-то еще. Но у меня физически нет времени, чтобы приехать, например, во Владивосток, познакомиться, принять участие в какой-нибудь акции.
Все проще, если фонд региональный и работает рядом. Например, руководитель организации «Будущее в детях» Дмитрий Смирнов со своей командой строит ферму в поселке Монетный – это недалеко от Екатеринбурга.
Идея в том, чтобы детей из местных приютов и детских домов научить работать на земле, дать им какие-то ориентиры в жизни. Все ведь знают, что выпускникам детских домов очень непросто адаптироваться.
Смирнов предложил мне стать одним из наставников, которые будут встречаться с этими ребятами, поддерживать их, беседовать о жизненных ценностям, рассказывать о своей профессии.
Строительство фермы еще идет, но уже разбили огород и прошлым летом собрали первый урожай. Несколько раз и я приезжал на ферму. Надеюсь, что Дмитрию Смирнову удастся воплотить все задуманное. Дело важное и интересное! Когда просит помощи фонд, руководителя которого знаешь лично и можешь ему позвонить – многие вопросы легче решить.
По каким еще причинам вы можете отказать благотворительному фонду?
Отказываю тем, кто просит формально войти в их команду, чтобы усилить свою заявку при подаче на грант. Почему? Ответ простой: нельзя быть лицом в пяти и более проектах – это уже странно выглядит.
Чтобы вы посоветовали региональным организациям — как им достучаться до «звезд»? Есть какой-то алгоритм?
Есть «антиалгоритм»: очень раздражает, когда тебя «бомбят» запросами, волонтеры ежедневно звонят, пишут и уже не хочется ни видеть, ни слышать про их организацию. Наверное, нужно искать каких-то общих знакомых, которые порекомендовали бы региональный фонд, рассказали, в чем его уникальность, можно ли ему доверять.
Андрей Борисович, в чем вы видите для себя смысл, когда занимаетесь благотворительностью?
Эта история дает тебе самому больше плюсов, чем тому, кому ты помогаешь. Обретаешь какое-то душевное равновесие. Рекомендую всем, кому не хватает в наше время радости и внутреннего спокойствия – помогите кому-нибудь просто так, от чистого сердца.
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.