Социологи фиксируют высокий уровень тревожности в обществе. Как могут влиять на это НКО? Могут ли они эту тревожность снижать?
Через АСИ проходит масса информации, по которой мы можем судить, как НКО-сектор реагирует на ситуацию в стране. И мы видим, что и во время пандемии COVID-19, и в нынешнее сложное время специальной военной операции НКО оперативно реагируют на изменения, на вновь возникающие проблемы.
Уже то, что НКО перестроили свою работу и стали помогать тем, кто оказался в трудной ситуации, — вклад гражданского общества в понижение всеобщей тревожности.
При этом сами организации — их сотрудники и волонтеры — испытывают еще большую тревогу, чем среднестатистические граждане, потому что у них повышенный уровень чувствительности. Ведь именно неравнодушные, «неспокойные» граждане приходят в наш сектор, чтобы что-то изменить.
В одной из групп в социальных сетях я увидела разговор среди руководителей НКО о том, как им сейчас удается собрать себя и коллектив. Многие честно признавались, что с трудом. И действительно — хватает и личных сложностей, и внешних катаклизмов. К тому же у клиентов НКО появились новые проблемы, в решении которых им нужна помощь. Все это накладывает особенное бремя ответственности на руководителя организации: он должен справляться с собственными переживаниями, поддерживать спокойную атмосферу в коллективе и быстро реагировать на тревоги подопечных. Вопрос: как с этим быть?
Я думаю, сейчас не грех прибегнуть к стандартным методам психологической поддержки, обратиться к специалистам. Благо, много кто готов оказывать подобную помощь — мы в АСИ рассказывали о таких проектах.
Не придает уверенности руководителям НКО и постоянно меняющееся законодательное поле: все время появляются какие-то новые правила, ограничения или запреты.
По своему опыту могу сказать, что, во-первых, нужно стараться сразу не реагировать эмоционально. Я сама очень впечатлительный человек, меня легко выбить из колеи, но я, зная эту свою особенность, стараюсь сказать себе «успокойся» и взять паузу.
Даже если произошла новая, пугающая неизвестностью ситуация, лучше отложить шаги по ее разрешению на завтра, так как завтра наверняка кто-нибудь ее разъяснит, даст комментарии, советы, проведет вебинар. Не стоит забывать, что у нас есть такая взаимная поддержка в секторе.
Во-вторых, никто не отменял взаимопомощи. В непонятной ситуации я всегда звоню своим коллегам, таким же руководителям НКО в Москве, Новосибирске, Архангельске и спрашиваю, что они собираются делать. Если собрать несколько мнений, проще принять собственное решение. Советоваться стоит и с коллегами внутри своей организации.
В-третьих, нужно обязательно выходить «в свет». Еще с пандемии люди часто продолжают работать удаленно, но ничто не заменит живой атмосферы общения в офисе. Если на работе собраться невозможно, то нужно ходить на разные секторные мероприятия. И необязательно, как раньше, ходить только туда, где ты выступаешь или можешь услышать что-то умное. Нужно позволить себе просто побыть рядом с коллегами и друзьями.
А еще — не стесняться выражать свои чувства — обниматься, плакать и смеяться вместе. Мы до сих пор часто стараемся не выражать свои эмоции, держать себя в руках, но сейчас все можно. И даже нужно.