Еще пять лет назад благотворительность и диджитал были достаточно далеки друг от друга. Сайты и соцсети у НКО тогда уже появились, но более сложные цифровые продукты оставались в вотчине бизнеса.
Активная диджитализация третьего сектора началась во время пандемии коронавируса.
Фонды оказались перед выбором: свернуть большой блок работ и ограничить количество помощи или приложить усилия для переноса некоторых активностей в онлайн.
Тем не менее, по данным исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты», которое в 2022 году провели Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и Благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», количество цифровизованных благотворительных фондов до сих пор не превышает 20% от общего числа российских НКО.
Это связано с многочисленными барьерами, которые мешают фондам создавать технологически сложные проекты.
Евгений Фонталин, управляющий партнер Группы компаний Philin Philgood, которая в том числе разрабатывает для НКО различные диджитал-продукты, размышляет, что это за барьеры и откуда они берутся.
Обесценивание важности digital-решений
Иногда, из-за обилия задач в благотворительном секторе, НКО не может распознать потребность в диджитализации и продолжает действовать по-старинке.
Однако дефицит качественных цифровых продуктов — на фоне повсеместного развития диджитал-инструментов — может приводить к ухудшению фандрайзинговых и репутационных показателей фондов.
Например, некачественно сделанный сайт отпугивает потенциальных жертвователей и подрывает уровень доверия к профессионализму конкретного НКО. А нехватка специального ресурса для благополучателей фонда удлиняет их путь к помощи.
Для сравнения: в 2021 году все фандрайзинговые онлайн-платформы продемонстрировали устойчивый рост пожертвований, а некоторые их них увеличили фандрайзинговые показатели в несколько раз. Как это сказалось на объемах помощи, объяснять не приходится.
Техническая сложность диджитал-решений
Придумать, разработать и запустить цифровой продукт — это всегда «задача со звездочкой». А для НКО, чей фокус направлен далеко не на диджитал, реализация таких проектов без привлечения специалистов со стороны — почти невозможна.
Тут важно брать на аутсорс сильные технологические команды, но быть готовым к полному включению в каждый этап работы, чтобы ожидания от продукта совпали с реальными результатами.
Отдельно стоит уделить внимание тестированию гипотез. Если цифровой продукт не оправдывает ожидания, это не обязательно связано с тем, что он не работает или не востребован.
Возможно, проблема в том, что для продвижения не были выделены достаточные PR-мощности, способные его продвинуть. И это только один пример. Тестировать гипотезы необходимо поэтапно и всесторонне. Только в этом случае можно отыскать неполадки и вовремя их устранить.
Нехватка рук
Работа над цифровым продуктом требует от НКО вовлечения не только финансовых, но и человеческих ресурсов.
Чтобы диджитал-продукт действительно получился, фонд должен контролировать его на всех этапах реализации, даже если уровень доверия к команде диджитал-специалистов — высок.
Здесь важно принимать участие и в тактических, и в идеологических решениях по проекту.
Неготовность погружаться в детали и уделять проекту достаточное количество времени может снизить ожидаемый от него социальный эффект.
В худшем случае он может просто потерять актуальность.
Мы знаем много примеров, когда официальные сайты фондов делаются годами. В итоге к моменту завершения всех работ некоторые разделы морально устаревают.
Фокус на помощь здесь и сейчас
Когда благотворительные фонды расписывают свой бюджет и решают, на что будут потрачены средства благотворителей, диджитал-проекты часто остаются за кадром. Это объясняется тем, что в приоритете НКО — помощь здесь и сейчас, а цифровые продукты воспринимаются как опциональное дополнение, работа над которым требует много времени, финансовых вложений и сил.
Следствием такого подхода становится отказ от современных решений и ограничение возможностей НКО к развитию. В конечном итоге это усложняет работу сотрудников, отпугивает потенциальную аудиторию и лишает благополучателей удобных инструментов коммуникации.
Фото из архива пресс-службы Philin Philgood
Дефицит профильной экспертизы на рынке
Для большинства агентств, занимающихся разработкой digital-продуктов, НКО — всего лишь очередной заказчик. Причем не самый компетентный и денежный.
К тому же многие агентства не разграничивают благотворительность и коммерцию, хотя к клиентам из третьего сектора требуется принципиально другой подход.
Неготовность НКО к коммерческим костам и специфика вопросов, которыми они занимаются, в конце концов приводят к неэффективному сотрудничеству: подрядчик ставит благотворительные проекты в низкий приоритет, а фонды недополучают экспертизу в сфере цифровых технологий.
Выходом из этой ситуации может стать обращение к профильному подрядчику.
Высокая стоимость цифровых продуктов
Диджитал — востребованная и быстрорастущая сфера с высоким уровнем конкуренции и зарплат, даже у начинающих специалистов. Так что НКО, осознав потребность в диджитализации, довольно быстро сталкиваются с проблемой поиска финансовых средств.
В условиях отсутствия штатной команды digital-специалистов первым камнем преткновения становится высокий ценник на реализацию того или иного цифрового продукта.
Обращаться за помощью к наработанной базе благотворителей в данном случае практически бесполезно, потому что критическая масса жертвователей хочет видеть быстрый результат своей помощи.
Оплатить дорогостоящую операцию, обеспечить медикаментами приют для животных, купить конкретному ребенку инвалидное кресло — на этом фоне вложение в инфраструктурные инструменты выглядит менее привлекательно и понятно.
Здесь на помощь приходят узкоспециализированные гранты на диджитал. В последнее время их стало значительно больше, но растущее количество конкурсантов превращает процесс их получения в квест. Низкая экспертиза в сфере цифровых технологий и отсутствие практики составления грантовых заявок существенно снижают шансы НКО на победу.
Philin Philgood запустили спецпроект для некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии новых технологий в профессиональной благотворительности. Его цель — помочь фондам преодолевать барьеры, мешающие цифровизации третьего сектора и реализовывать качественные диджитал-инструменты. Узнать, как выиграть грант на диджитализацию НКО, оценить потенциал конкретной грантовой заявки и понять, как увеличить шансы на получение целевых средств, можно на сайте спецпроекта Philin Philgood.