Минздрав РФ опубликовал для общественного обсуждения проект «Об утверждении паспортов врачебных участков и порядков их ведения». Предполагается, что паспортом будет медицинский документ, в который участковый педиатр будет вносить определенную информацию о пациентах.
Паспорт будет составляться в электронном виде, передает Vademecum. Каждый календарный год этот документ будут отправлять в отдел статистики медицинской организации, в которой он будет храниться три года.
В паспорте, в частности, будут сведения о прикрепленном к участку детском населении, здоровье мальчиков допризывного возраста, о количестве детей с инвалидностью, о психических расстройствах и расстройствах поведения у детей.
В ноябре 2022 года глава МВД России Владимир Колокольцев предложил «выявлять» школьников с проблемами в поведении и оперативно обмениваться этими данными между правоохранителями, образовательными и медицинскими учреждениями. По его словам, это помогло бы предотвращать вооруженные нападения на школы.
В сентябре 2022 года на школу в Ижевске напал вооруженный бывший ученик. Его жертвами стали 17 человек. Хронику похожих инцидентов АСИ рассказывало вот тут.
Поможет ли сбор данных о психических расстройствах и трудностях в поведении избежать стрельбы, АСИ спросило у АНО «Как ты».
психиатр, консультант Центра системной поддержки для людей с психическими расстройствами и их близких «Как ты»
«Каждая дополнительная задача на врача поликлиники должна сопровождаться увеличением времени приема — логично, что никто не сможет делать несколько вещей одновременно. Но увеличение времени приема повлечет за собой увеличение очереди как у педиатров, так и у детских психиатров.
Дополнительного времени на объяснение порядка включения/невключения информации о ребёнке в паспорт участка, о передаче в другое ведомство, разъяснения последствий нет. Получается, врачу либо не хватит времени на что-то другое (диагностику, осмотр, разъяснение схемы лечения), либо родители и ребенок останутся недостаточно информированы (например, о том, что данные об их обращении будут пересланы в МВД).
К чему это приведет? В лучшем случае, врачи будут вынуждены задерживать прием, тем самым увеличив время ожидания для других пациентов, либо работая сверх рабочего времени.
Более вероятно — родители, учителя и другие люди, заинтересованные в жизни ребенка, будут опасаться обращения к психиатру, максимально оттягивать момент помощи из-за банального страха последствий: «Поставят на учёт… права не дадут… работу не найдешь».
В итоге огромное количество детей и их семей не будут получать своевременную психологическую и психиатрическую помощь (то, над чем долгие годы велась работа, даст шаг назад).
Где можно было решить проблемы с поведением консультацией психолога, краткосрочной психотерапией, будут усиливаться конфликты и недопонимание внутри семьи: «Веди себя нормально! Что ты, псих какой-нибудь? А то в полицию доложат». Ни о каком улучшении ситуации здесь речи идти не может. Взрослые будут прятать, игнорировать, искать обходные пути при возникновении проблем с поведением у ребёнка.
Что же делать? Продолжать снимать стигматизацию психиатрии и психологии среди всех слоев населения, начиная с работников школ и дошкольных учреждений, ведь именно они первые чаще всего замечают сложности у своих подопечных.
Расширять помощь ребенку, родителям, самим специалистам (выгоревший учитель, кричащий на детей, создает стрессовые условия для учёбы), увеличивать количество психологов в организациях, а врачам на приёме увеличивать время для беседы, не снижая при этом их зарплаты и рабочие часы. Психологическая помощь должна восприниматься как самое простое и естественное, как первостепенная забота о здоровье, а не как наказание за плохое поведение».