17 марта Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере провел первое в 2023 году заседание, посвященное повышению значимости института брака, укреплению семейных отношений и роли семьи с детьми в обществе. Какие проблемы остаются в решении этих задач, рассказывали представители совета, НКО и традиционных конфессий.
Тема активно прорабатывается на государственном уровне, говорит Елена Береговая, директор фонда «Образ жизни». Несмотря на разработку мер по сохранению ценностного отношения к семьям с детьми и репродуктивному здоровью, пока большая многопоколенная семья теряет свое значение из-за распада семей. Это, говорит Береговая, в свою очередь приводит к потере чувства взаимной ответственности, «одной из самых серьезных болезней сегодняшнего общества».
Чтобы семейные ценности вышли на первый план, нужны комплексные меры: и законодательные, и правоприменительные.
«Полная и крепкая семья, особенно многодетная, должна стать почетной и выгодной не только в финансовом плане, развод – невыгодным не только для мужчин, но и для женщин», – отмечает Береговая.
В этом во многом может помочь государственная поддержка семей. При этом, по ее мнению, важно четко разделять меры поддержки семьи и меры стимулирования рождаемости, так как у них разные целевые аудитории. Но и для одной, и для другой аудитории одинаково эффективны остаются экономические меры поддержки: различные сертификаты, материнский капитал, пособия, льготная ипотека.
В то же время на решение заводить детей влияет не только финансовое положение семьи. Сегодняшняя сложная демографическая ситуация, считает Береговая, связана и с «изменившимися духовно-нравственными основами».
По ее словам, в сегодняшнем обществе от человека часто требуют постоянно зарабатывать деньги, их количество влияет на общественную оценку и самооценку. На постоянное обучение и работу уходит так много сил, что человеку становится не до рождения детей. Так отношения, семью и детей откладывают на потом.
Огромным потенциалом в решении этих задач обладает информационно-просветительская деятельность, уверена Береговая. По ее мнению, эта деятельность должна широко охватывать разные аспекты темы, в том числе сложные: репродуктивное здоровье, половое воспитание, социальную грамотность. Говорить надо «откровенно» и «на самом современном языке». К этой работе, по словам спикера, готовы подключаться и СО НКО.
«В видеоконтенте и социальной рекламе, особенно размещенной в городских пространствах, необходимо делать акцент на позитивные образы: счастливых многодетных, многопоколенных семей, беременных женщин, любящих отцов, возможностей для семей и детей», — говорит Береговая.
Анализ практик показывает, что часть информационно-просветительской работы не слишком эффективна из-за формализма, неподготовленности кадров, отсутствия контента, который был бы интересен молодым людям.
Сегодня институт семьи и брака стал очень обсуждаемой темой в медиапространстве, рассказывает юрист Объединения многодетных семей города Москвы Артём Белобрыкин. Позитивные и негативные образы семьи в средствах массовой информации формируют разные поведенческие стереотипы, «моду» на многодетность или бездетность.
Чтобы повысить значимость семьи в медиа, отмечает Белобрыкин, нужно опираться на несколько направлений:
- развитие новых форматов контента: видео, инфографика, мемы и тому подобное;
- оптимизация SEO и SMM, поиск ключевых слов и фраз для тем;
- проведение различных конференций и мероприятий на темы семьи и брака;
- создание блогов и сайтов о семье;
- разработка серии художественных и документальных фильмов, видеороликов и статей;
- увеличение квоты на социальную рекламу по теме.