«Плейлист волонтера» — сериал о добровольческом спасательном отряде из Москвы, прототипом которого стал отряд «Лиза Алерт». Действие сериала происходит в 2011 году, когда организация только зарождалась. Автор сценария и книги, по которой снят сериал, Артем Ляшенко в то время сам состоял в поисковом отряде около четырех лет. Поэтому сюжет во многом основан на реальных событиях, а персонажи списаны с реальных волонтеров.
«После такого резонансного поиска здесь появится отряд. Это наша цель».
Создатели позиционируют сериал как social impact контент, то есть историю с социальным воздействием, направленную на положительные изменения в обществе. Поэтому большая часть повествования посвящена работе самого отряда, технологиям поиска людей и с какими препятствиями сталкиваются волонтеры: от ночных хождений по холодным и вязким болотам до сложностей в общении с пострадавшими или правоохранительными органами.
Сериал выстроен по «вертикальному принципу» со сквозными историями, то есть в каждой серии новый поиск (иногда не один), «клубок», который нужно размотать, чтобы успеть найти пропавшего живым. Как раз это отлично получается у главного героя Михаила Штапича. Он в этом деле как доктор Хаус – почти гениален и так же циничен. Еще одна отсылка к сериалу про Хауса – фраза, которую здесь не раз повторяют: «Все лгут».
Большое значение в поиске людей играет расследовательская часть, когда нужно собрать информацию о «потеряшке», расспросить родственников, друзей, просчитать его/ее поведение. Нередко пострадавшие или их родственники не до конца честны с волонтерами, что может затянуть поиск. Волонтеры теряют драгоценное время, которого у потерявшегося обычно и так крайне мало. И в итоге это может привести к трагическим последствиям.
Все это довольно ярко показано в сериале, есть в этом даже что-то нравоучительное, мол, будьте осторожны, потеряться очень легко, а найти человека крайне непросто. Но если бы это был сериал только о поисках, вряд ли его было бы интересно смотреть, поэтому главное здесь все-таки люди и их взаимоотношения (то есть сквозные истории).
«Люди устали судить и думать над происходящим. Им нужна цель, бесспорная и понятная. И она есть: поиск и спасение. Ниша без конкурентов на рынке»
Одна из ценностей сериала – «очеловечивание» волонтеров, что максимально сближает их со зрителем. Добровольцы не святые, а обычные люди со своими страстями, мотивациями и жизненными обстоятельствами, и порой они сами нуждаются в помощи. Кому-то отряд заменяет семью, кто-то ищет там друзей или романтические отношения, кто-то самореализуется, кто-то хочет произвести впечатление на девушку, а для кого-то поиски – это уже спасение. Например, как для главного героя Михаила Штапича.
25-летний молодой человек, на первый взгляд, обычный неудачник: не работает, развелся с женой, с которой у него общий ребенок, живет с мамой и часто пропадает в барах. Впоследствии он раскрывается как довольно умный, эрудированный человек, хороший друг и лидер, хотя иногда кажется, что авторы слишком идеализировали его способности. При этом другие волонтеры отмечают его цинизм и даже эгоизм, называют «психом». Последнее, правда, не слишком ему подходит. Скорее, это образ романтического героя, который упивается своей меланхоличностью и зациклен на собственных чувствах. Такие нередко нравятся девушкам. А выбор Ивана Янковского на эту роль не оставляет шанса не влюбиться в него.
Сериал начинается с того, что спасательный отряд разыскивает самого Штапича, напившегося накануне. Полицейский находит его на железнодорожных путях и думает, что он умер. Однако Штапич оказывается живым, чем изрядно напугал полицейского, знакомится с волонтерами и почти случайно попадает на поиски ребенка, итоги которых уже в первой серии задают тон повествования – все будет без прикрас и приближено к реальности.
Там же Штапич знакомится с «Куклой». Такой позывной он сам дал загадочной девушке, которая пришла в отряд одновременно с ним и сразу привлекла его внимание. Безответное нарастающее чувство Штапича к «Кукле» — одна из сквозных сюжетных линий, которая добавляет еще больше драмы в жизнь главного героя.
«Обычные люди со своими страстями и ожиданиями, а любви хочется здесь и сейчас»
Однако интереснее наблюдать за сюжетными линиями второстепенных персонажей – все они яркие, сложные и в их жизнях тоже немало драмы. Например, за любовным треугольником главного координатора в исполнении Шамиля Хаматова. Или забавным приятелем главного героя «Хрупким», совершенно непутевым, но с «хрупким» сердцем. Или за «Татаркой», одной из самых эксцентричных персонажей сериала, поступки которой вызывают крайне противоречивые чувства. Как признается автор Артем Ляшенко, это его любимая героиня.
Кстати, роман «Плейлист волонтера» вышел под псевдонимом Мршавко Штапич. В молодости Ляшенко учил сербский, и однажды преподавательница назвала его «мршавко штапич», что переводится примерно как «худощавый дрыщ». Ему это понравилось и впоследствии он решил так подписать свою книгу.
Интересно, что изначально Ляшенко задумывал именно сериал, но его сценарий не брали в работу. И ему посоветовали написать книгу. Если она станет успешной, то ее заметят продюсеры. Так и случилось. Главный герой явно прототип самого автора, кстати, тоже очень худой, на это в сериале не раз обращают внимание.
И, конечно, в сериале «Плейлист волонтера» много хорошей музыки. В каждой серии она разная со своим настроением и темой. Это отличный прием, украшение и еще одна ценность сериала.
Сериал, с одной стороны, показывает, что добровольческие спасательные отряды – это физически и морально сложная работа, с которой не каждый способен справиться; а с другой — романтизирует их. Потому что это сообщество единомышленников, которые становятся по-настоящему близки друг другу, что сейчас очень ценно. Это своеобразные приключения и экстремальные ситуации, чего многим не хватает в жизни. Но самое главное – это чувство глубокого удовлетворения и счастья, когда находишь человека живым. Одно «но» — так получается не всегда.