О чем была эта стажировка
В этот раз стажировка проходила в два этапа, рассказывает руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова. Еще весной организаторы познакомились с участниками и собрали пожелания, что именно им интересно – это позволило выстроить максимально полезную программу с упором на инклюзивные проекты.
За пять дней стажировки участники посетили инклюзивное кафе «Разные зерна», познакомились с командами VK, Planeta.ru, общественной организации «Перспективы». В офисе Благотворительного собрания «Все вместе», рассказывает Дроздова, участники узнали, как из дружбы вырастает мощный институт. В Еврейском музее и центре толерантности продолжили разговор о культуре благотворительности – о том, как можно продвигать в обществе непопулярные темы.
«Был очень интересный медиаклуб – открытая запись подкаста, где мы говорили о сторителлинге, и почти все участники рассказали, как используют этот инструмент», – рассказывает Дроздова.
В офисе Philgood говорили про сайты, закон о рекламе, работе в соцсетях – у участников было много вопросов на эти темы. В Центре «Благосфера» участников ждала конференция по социальной журналистике «Медиа/НКО} Профи». В пятницу гости побывали в фонде «Нужна помощь», где им рассказали об инфраструктуре фонда, как сделать годовой отчет, пройти верификацию и о том, как работать с инструментом «Пользуясь случаем» – например, там недавно появилась платформа для проведения аукционов, которую НКО могут использовать для вовлечения своей аудитории.
«Мне понравилось, что эксперты нас слушали, слышали и говорили: предлагайте свои идеи, а потом мы с вами посидим, подумаем [что с этим можно сделать]. Нравится, когда люди не отворачиваются, а смотрят тебе в глаза и готовы что-то обсуждать», – делится Константин Муханов из петербургского Центра социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер Ок».
Запустить краудфандинговую кампанию
Многие участники вдохновились встречей с командой Planeta.ru и теперь планируют запустить свою краудфандинговую кампанию. «Мы уже запускали такие проекты, но последний, года три назад, не собрал нужную сумму. Как мы сейчас выяснили, у нас было неправильное позиционирование проекта. Нужно подойти к этому более вдумчиво – надеюсь, у меня получится», – говорит Константин Муханов.
А вот София Тахтамышева из общественной организации «Надежда» из Ростова-на-Дону говорит, что они с краудфандингом еще не сталкивались: «Мы никогда не запускали такие кампании. Нам подробно рассказали, как заполнить заявку – приеду домой, буду пробовать. Хотим собрать деньги на подарки детям – они писали письма Деду Морозу».
Возможностями краудфандинга вдохновилась и Евгения Казакова из карельского центра «Экология культуры». Раньше она и сама поддерживала интересные проекты, но «не воспринимала Planeta.ru как инфраструктурный ресурс».
«Не думала, что запустить краудфандинговую кампанию – это так доступно и что даже мы можем использовать ее как инструмент. Думаю, в будущем нам придется воспользоваться краудфандингом», – говорит Казакова.
Совсем не знала о возможностях, которые дает Planeta.ru, Ирина Климовских из автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения «Яшма» из Нижнего Тагила. Теперь она хочет, вернувшись домой, попробовать открыть сбор на какой-то проект: «Надо правильно сформулировать цель, задачи, оформить, сделать видеовизитку, а потом самое главное – продвигать сбор в своих сетях. У Planeta.ru есть возможности бесплатного онлайн-обучения – я посмотрю, сотрудникам скажу, чтобы тоже подключались».
Использовать сторителлинг, выстраивать коммуникацию
Школа коммуникаций дает участникам возможность посмотреть, как работают коллеги, как они ведут свои соцсети. По итогам стажировки многие заявили, что теперь будут активнее использовать сторителлинг в своей работе.
«Мы уже пробовали сторителлинг, но как-то не очень пошло, и мы остановились. Сейчас с новыми силами и опытом будем пробовать еще», – говорит София Тахтамышева.
Менеджер проектов ростовского фонда «Доброе дело» Екатерина Ксёнз говорит, что у их организации «достаточно историй, чтобы делать сторителлинг», но не всегда они вызывают ожидаемый отклик подписчиков – над этим нужно работать.
Коммуникации – важнейшая тема в работе любой организации. Центр «Экология культуры» до конца 2022 года работал на базе карельского музея изобразительных искусств, но потом так сложилось, что их пути разошлись, и центру пришлось полностью перестроить работу.
«У нас пять членов команды, и каждый силен в своей области. А как организацию нас мало кто представляет. Проблема была – как рассказать о нас как об организации? Когда я писала заявку на стажировку, мы преследовали цель – получить коммуникационную стратегию: как, зачем, с чего начать, какие этапы? В этом плане наша надежда оправдалась: за время стажировки с марта 2023 года мы создали две стратегии – для организации и для пространства», – рассказывает Евгения Казакова.
Она отдельно отмечает, что участники успели поговорить в том числе про внутренние коммуникации и структуру организаций: «Все ребята давно работают, им есть, что сказать и чем поделиться».
Перенимать чужой опыт и делиться своим
Позволить участникам посмотреть, как работают коллеги в смежной области, и перенять что-то полезное – одна из главных задач стажировки. Константин Муханов говорит, что ему больше всего запомнился визит в инклюзивное кафе «Разные зерна», тем более в Санкт-Петербурге есть подобное, «Огурцы».
«Было интересно посмотреть, как это вообще устроено, какая там атмосфера и как они реализуют трудоустройство людей с инвалидностью. Меня интересовал их подход, потому что у нас есть пересекающиеся моменты – например, трудоустройство людей с расстройством аутистического спектра. Было интересно, как они собеседуют ребят», – говорит Муханов.
Екатерина Ксёнз говорит, что ее основным запросом было – «получить какой-то пинок»: «У нас есть желание рассказать об организации в соцсетях – мы умеем вести свои соцсети, мы не самые молчаливые. Но глядя на старших товарищей, я понимаю, как это далеко от профессионального уровня и как много системных ошибок мы делаем».
Ирина Климовских отмечает встречу с командой Philgood, где участники стажировки узнавали, как в работу НКО можно встроить бизнес-инструменты. «Они прокачали нас по полной – такие креативные ребята. Теперь нужно руки приложить к этому, знания и – самое главное – найти время. Сейчас так много возможностей. У каждого участника стажировки есть свои фишки, я сидела, слушала, записывала: “Тоже надо попробовать”».
После стажировки, говорит Ольга Дроздова, Агентство социальной информации остается на связи с участниками и будет собирать обратную связь, какие позитивные перемены произойдут в организациях.