Нет оценки результата – нет проекта
Некоммерческие организации опережают государство и бизнес по очень важному показателю. Именно в третьем секторе формируются компетенции для устойчивого будущего – компетенции специалистов в сфере социального проектирования. Еще лет 10-15 назад казалось достаточным привлечь или вырастить в своей организации фандрайзера – специалиста по привлечению ресурсов для стабильной работы организации. Но сейчас большую значимость приобретает именно проектный подход, где есть логическая связность – от ситуации к проблеме, от проблемы к цели, от цели (через задачи и активность) к результату.
С чем связан такой подход? С историей и развитием социальных проектов, насмотренностью экспертов грантодающих организаций, обменом и трансфером практик, формированием базы данных по всем поданным заявкам в федеральные и региональные фонды (например, в Фонд президентских грантов). И вот тут возникает интересный момент.
То, что цель – это представление о результате, большинство авторов проектов уже понимают. Причем речь идет не только о заявках на гранты, но и о проектах для спонсоров и для социальных инвесторов. А вот то, как цель определяет и формирует показатели результата, часто остается в тени.
Что делать, если цель авторы проектов оставляют абстрактной? Как в этом случае должны выглядеть результаты? Ведь они точно должны быть измеримы, конкретны, достижимы – всё по методу SMART. И если возникает разрыв между абстрактным и конкретным, логика рвется, и проект не поддерживается. Говорю это из своей практики работы экспертом во многих грантовых конкурсах. Поэтому ключевая мысль данного текста, как и ключевая компетенция специалиста по социальному проектированию, – выстраивание логического перехода от абстрактного к конкретному, от общей картины проблемного поля к выбору целевого изменения и показателей, а еще лучше – индикаторов этих изменений.
Как только специалист начинает рассматривать социальный проект как проект, который приводит к положительным изменениям, сразу возникает несколько новых вызовов.
Во-первых, отказ от формата заявки на финансирование текущего функционирования, с чем сталкивается большое число организаций, особенно на муниципальном уровне.
Во-вторых, признание несовершенства текущего статуса ситуации и необходимость вскрывать причины, источники проблемы вместо борьбы со следствиями.
В-третьих, и это главное, невозможность описать целевые изменения привычными цифрами непосредственных результатов. Нельзя описать, как изменилась жизнь целевой аудитории в рамках проекта, просто указав количество мероприятий и их участников. Возникает необходимость ввода более качественных показателей. Мало того, возникает запрос на разработку и включение в проект модели оценки, где авторы описывают, как и чем будут замерять изменения, какие будут рассматривать показатели и по каким индикаторам определять, что изменения произошли.
Многие из читателей (точнее, авторы социальных проектов и заявок на финансирование) скажут, что «и без модели оценки хватает задач», что руки не доходят даже до уже очевидных направлений работы, таких как ведение соцсетей, связи с общественностью, социальная реклама и так далее, что главное – делать то, что было определено в миссии НКО и что часто является движением души.
Но тут и есть ключ к тому, чтобы дело, у которого есть цель социальных изменений, ее достигало. И без оценки, а значит и без модели того, как это будет делаться, грантовый проект или проект для спонсоров и социальных инвесторов не обладает той самой базовой логикой и условиями достижения результата. А если нет оценки результата – нет и проекта.
Уникальный оценочный профиль как одна из моделей оценки
Фонд «Глэдвэй» совместно с Институтом социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ при поддержке Фонда президентских грантов разработал бесплатный онлайн-инструмент для различных задач и этапов проведения оценки социально-экономического воздействия проектов как НКО, так и социальных предприятий (СП). Он называется «Уникальный оценочный профиль» (УОП) и представляет собой методику самооценки характеристик проекта в формате опросника или интерактивного веб-сервиса.
Результат — генерация индивидуального профиля, на основании которого создается уникальный для данной организации (проекта) взгляд на пространство для оценки и алгоритм последующей деятельности по оценке проекта. В зависимости от индивидуальных и специфических характеристик проекта в его модель оценки будут включены те элементы и процедуры, которые в наибольшей степени способствуют повышению эффективности данного конкретного проекта.
В разработке УОП рекомендовано участие не менее трех представителей организации: руководителя проекта, члена проектной команды, работающего с благополучателями, и специалиста, отвечающего за внешние коммуникации. Желательным является также включение в команду разработки УОП руководителя организации.
Всем участникам предлагается заполнить опросник, в котором нужно оценить проект по шкале от 1 до 10 по 10-15 критериям, например, наличие системы регулярного мониторинга, масштаб деятельности организации, возможность получения обратной связи от благополучаталей. С полным перечнем критериев можно ознакомиться на веб-платформе. Перечень может варьироваться в зависимости от сегмента – для социальных предприятий могут быть одни группы, для СО НКО — другие, для регионального проекта или программы поддержки — третьи и так далее.
После индивидуального заполнения опросника и выставления оценок по каждому из критериев, полученные данные сравниваются, определяются критерии, получившие различные оценки. Путем обсуждения участники выбирают оптимальный результат по каждому показателю. Таким образом, создается интегральный УОП проекта в формате лепестковой диаграммы.
В зависимости от характеристик полученного УОП организация видит индивидуальную рекомендованную модель оценки данного проекта. Условно оценки разделяются на низкие, средние (пограничные) и высокие. В зависимости от их сочетания, организация может принять решение:
- разработать детальную или описательную теорию изменений;
- обеспечить/усилить доказательную базу проекта;
- внедрить систему измерений медиапоказателей;
- описать деятельность в соответствии со стандартами социальной отчетности;
- разработать систему оценки экономического воздействия своего проекта;
- внедрить систему мониторинга результатов проекта;
- внедрить согласованную систему сбора данных;
- разработать систему индикаторов, включающую понятия целей устойчивого развития (SDG, ESG, другие стандарты и рекомендации).
Важно отметить, что рекомендации строятся, исходя из комплексного анализа всех показателей. Привлечение внешних специалистов к работе над созданием УОП (например, для модерации обсуждения интегрального УОП), а также для последующей работы по формированию мер для реализации полученной модели оценки, возможно, желательно, но не необходимо. Таким образом, методика УОП предполагает возможность индивидуальной работы НКО над своим проектом и формирования своей модели оценки без необходимости привлечения внешних специалистов.