Авторы инициативы предлагают внести изменения в статью 5.42 КоАП РФ («Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»).
Сейчас, согласно этому закону, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для людей с инвалидностью или отказ в приеме на работу в пределах установленной квоты должностные лица могут получить штраф от пяти до десяти тысяч рублей.
Авторы законопроекта — члены фракции КПРФ — предлагают увеличить размер штрафов: для должностных лиц до 30 тысяч рублей, для юридических — до 100 тысяч рублей.
В пояснительной записке к законопроекту отмечают, что сейчас в России работают только около четверти людей с инвалидностью трудоспособного возраста. Согласно госпрограмме «Доступная среда», к 2025 году этот показатель должен составить 51%.
Как устроено трудоустройство людей с инвалидностью по закону?
По закону «О занятости населения» выделять рабочие места для людей с инвалидностью обязаны работодатели, у которых в штате работают не менее ста человек. Квоты в регионах отличаются друг от друга: например, в Москве в организациях, где устроены свыше 100 человек, 2% рабочих мест должны быть зарезервированы для кандидатов с инвалидностью, в Тюменской области — 4%.
Для трудоустройства людей с инвалидностью организация сохраняет нужное количество вакансий или создает новые места под квоту. Либо может договориться о трудоустройстве с другой организацией и финансировать расходы на оплату труда такого сотрудника.
«Сейчас суммы штрафа за отказ в приеме на работу в пределах установленной квоты маленькие. Но и повышение, которое предлагают, тоже не очень существенное. С одной стороны, стоит штрафы повысить, но с другой — рассчитывать, что это как-то изменит ситуацию, не приходится», — говорит Михаил Новиков, руководитель отдела по трудоустройству РООИ «Перспектива».
Фото: Van Tay Media / Unsplash
Как отмечает специалист, сложность заключается в том, что в России нет общей системы трудоустройства людей с инвалидностью. А без системных изменений отдельные решения работать не будут.
Что нужно еще изменить?
Михаил Новиков отмечает: сейчас есть проблема в несоответствии вакансий на рынке труда с запросом соискателей с инвалидностью. Часто работодатель ищет человека на конкретную должность, не учитывая, что нужно самому соискателю.
При этом работодатель может даже не понимать, на какие позиции есть запрос и какие обязанности может взять на себя сотрудник с инвалидностью, потому что у него нет экспертизы в этой теме.
«В целом нет какой-то общей системы трудоустройства людей с инвалидностью. А без этой системы никакие штрафы или ограничительные меры существенно работать не будут», — добавляют в организации.
По мнению «Перспективы», в такой системе должны быть не только руководитель и соискатель — нужна третья сторона. Например, профильная организация, которая специализируется на трудоустройстве людей с инвалидностью. Она может консультировать компании, подбирать сотрудников с инвалидностью и помогать в их интеграции в штат.
Эта система должна развиваться на базе негосударственных центров, которые будут консультировать работодателей и соискателей. Например, на базе некоммерческих организаций или специализированных коммерческих кадровых агентств, считает Михаил Новиков.
«Сейчас есть отдельные организации, которые выстраивают такую работу, но системного решения нет, поскольку нет регулярного финансирования. И это все только предстоит в будущем проработать. Так что вопрос развития трудоустройства людей с инвалидностью стоит намного шире, чем простое увеличение штрафов», — заключает эксперт.