Вместо официальных десятков — реальные тысячи
В России нет официальной статистики бездомных людей. Их численность государство определяет по результатам переписи населения, которая проходит раз в 10 лет. Согласно данным за 2021 год, на всей территории страны насчитывалось 11 285 бездомных людей, в 2010 году их было в шесть раз больше.
Такие цифры вызывают вопросы у сотрудников региональных центров помощи бездомным людям, которые ежедневно встречаются с ними, чтобы обеспечить горячей едой, одеждой, документами, ночлегом и многим другим.
Благотворительная организация «Жизнь» в Челябинске помогает людям в кризисной ситуации и тем, кто оказался на пороге бездомности. В 2020 году сотрудники организации сделали запрос в Росстат о количестве бездомных в регионе. Согласно официальному ответу, в области их насчитывалось 54. При этом статистика 2010 года говорила о 2391 человеке.
«Есть большие сомнения, что за 10 лет количество бездомных людей так резко уменьшилось. В нашем случае доверять государственной статистике нельзя, так как перепись населения не ставит своей целью найти бездомных граждан», — говорит Елена Целищева, руководитель организации «Жизнь». Сама НКО в подсчете бездомных опирается на число 3500 человек только в Челябинске и готовится провести собственное исследование.
По данным Новгородстата, в области живет 11 бездомных. «Но если на выезд, где мы раздаем еду, приходят около 30 человек, а в дневной центр ежедневно от 11 до 37 бездомных, то мы понимаем, что эти данные не соответствуют действительности», — рассказывает Наталья Филиппова, руководитель проектов центра помощи бездомным «Примирение» в Великом Новгороде.
Эксперты констатируют, что сложность подсчета заключается в нечетком понимании того, кто такой бездомный человек, в скрытном образе жизни тех, кто оказался на улице или в трудовом доме, а также в нежелании государства заметить проблему.
«Добромобиль» самарского фонда «Ты дома». Фото предоставлено организацией
«Бездомный человек — это невидимый человек. Их много в жизни, но на бумаге фактически не существует. Понятно, что человек есть, когда-то ему был выдан паспорт, он вроде где-то здесь живет, но где — неясно, — объясняет Юлия Герман, которая руководит самарским фондом “Ты дома”. — Государство видит бездомного, когда тот обращается за какой-то услугой, и только в том случае, если возникла проблема. Например, человека некуда выписать после операции».
Статистика смертности, волонтерские акции и портрет целевой аудитории
В 2021 году благотворительная организация «Ночлежка» и исследовательская компания Validata провели первую независимую оценку количества бездомных в России, основываясь на данных об их смертности — числе умерших, чье имя и/или место прописки неизвестны. Они пришли к выводу, что в России может насчитываться около 2 130 000 бездомных людей.
Несмотря на то что эксперты говорят о некоторых неточностях подсчета, многие НКО опираются именно на цифры «Ночлежки» и рассчитывают количество бездомных в регионе по их методике.
«Мы проводили исследование по смертности несколько раз. Бывает, у нас получается собрать данные, а бывает, нет. Это зависит от того, кто находится в государственном ведомстве. По статистике, которую делали коллеги из “Ночлежки”, в Новосибирске живет около 65 тысяч бездомных. Наш город занимает второе место в России по их количеству», — комментирует Александр Алексеев, директор благотворительной организации «Маяк».
Организация «Примирение» собирает информацию о бездомных, проживающих в Великом Новгороде, с 2009 года. Однако эта работа направлена не на подсчет численности, а на исследование самих бездомных. Сотрудники опрашивают тех, кто обратился за помощью: они заполняют анкету или, если не могут писать, отвечают на вопросы устно.
«Мы старались сформировать картину типичного бездомного в нашем городе: его возраст, пол, образование, семейное положение, трудовой стаж, заболевания, которыми он страдает. Исследование показало нам не цифры, а целевую аудиторию», — объясняет Наталья Филиппова.
По ее мнению, определить точное количество бездомных невозможно, но это и не нужно, чтобы помогать. «Мы знаем, сколько человек придут на раздачу горячего питания, знаем, сколько человек обращаются за помощью в дневной центр каждый день, месяц, даже год. Нам этой статистики достаточно», — говорит Филиппова.
«Территория передышки» с 2017 года решает проблему бездомности на территории Перми и Пермского края. В 2021 и 2022 годах организация провела акцию по подсчету и опросу бездомных «Встретимся на улице».
Исследователи разделили город на 67 районов. Каждый из них в течение трех часов должны были обойти группы волонтеров, находя на улице бездомных и опрашивая их. За основу исследования был взят метод анонимного подсчета людей в Париже Nuit de la Solidarite, о котором координатор проекта Анна Фадеева узнала на одной из конференций «Ночлежки».
Важно заметить, что исследователи не ставили перед собой цель посчитать всех бездомных в городе. «Это нисколько не описание проблемы бездомности в Перми, это снимок одного конкретного дня: сколько бездомных ты можешь встретить вечером на улице города. Кроме того, это аргумент для взаимодействия с органами власти», — комментирует Фадеева.
В 2021 году волонтеры опросили 164 человека, в следующем — 566. Второе исследование «Территория передышки» проводила вместе с исследовательской компанией Tiburon Research. Они включили в исследование телефонный опрос организаций, в которых могли находиться бездомные люди. Это реабилитационные центры, рабочие дома, приемные отделения больниц.
«Главный результат акции в том, что нам удалось найти причину для большого числа людей, которые прежде не были знакомы с проблемой бездомности, поработать как исследователи “в поле” и поговорить с бездомными один на один», — рассказывает Анна Фадеева.
Самарский фонд «Ты дома» ориентируется на статистику смертности, данные которой говорят о 50 тысячах бездомных в городе. По словам Юлии Герман, главврач одной из больниц рассказал, что встречает десятки бездомных, которых некуда выписывать из-за отсутствия приютов в городе.
Сотрудники самарского благотворительного фонда «Ты дома». Фото предоставлено организацией
«Слова — это не документы. Поэтому я сходила на прием к министру и попросила Минздрав посодействовать в том, чтобы мы провели интервью с главными врачами всех самарских больниц и определили масштаб проблемы», — говорит Герман.
В результате родилась идея собственного исследования — опрос 500 бездомных и специалистов, которые с ними работают. Для этого сотрудники «Ты дома» опрашивают клиентов социальной службы, а волонтеры — тех, кому помогает «Добромобиль», автобус с гуманитарной помощью, который ездит по районам города. Сотрудники также планирует поговорить с бездомными, которые приходят в места раздачи еды других организаций, Центр социальной адаптации, единственный в Самаре пункт обогрева.
О чем говорят цифры
В ответ на вопрос о том, что цифры могут сказать о проблеме бездомности и как помочь в ее решении, представители региональных организаций рассказывают похожую историю.
Если государство сделает статистику бездомных, то ему придется озвучить проблему и начать действовать. Социально-гуманитарные проекты, как поясняет Александр Алексеев из «Маяка», стоят дорого, а потому государство не считает их выгодными.
«В пермских государственных приютах есть 252 места для бездомных людей, и они всегда заняты. Наверное, для государства невыгодно, когда места пустуют, но для нас как для общества это означает, что мы не можем помочь человеку, который нуждается в жилье», — объясняет соосновательница «Территории передышки».
В Самаре, городе-миллионнике, государственный приют вмещает около 45 человек, а в год обслуживает 100–110 бездомных. Тем временем на улице остается намного больше людей.
«Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области так и объясняет, почему оно не открывает дополнительные места для бездомных: нет спроса», — комментирует Герман.
Представители НКО утверждают, что статистика позволит вести переговоры с органами власти и в результате помочь бездомным людям выбраться с улицы.
Чтобы это сделать, над решением одной проблемы должны работать и некоммерческий сектор, и бизнес, и государство. Герман замечает, что компании могут участвовать в исследованиях бездомности как доноры, которые финансируют их проведение. Государство в свою очередь может анализировать ситуацию в приютах и открыто делиться результатами.
Кроме того, в России существует большая проблема с работными домами, в которых проживает много бездомных. В такие дома чаще всего нет доступа. Как его получить и собрать данные об оказавшихся там людях, организациям и государству нужно думать вместе.