Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

«Цель — не дать об этом говорить?»: как эксперт оценивает идею запретить «идеологию чайлдфри»

В конце июня в Минюсте анонсировали законопроект, запрещающий «идеологию чайлдфри». Может ли эта инициатива повлиять на рост числа детей-сирот, улучшится ли демография в стране и какие меры поддержки нужны потенциальным родителям — отвечают в профильной организации.

чайлдфри
Фото: Kristina Flour / Unsplash

В конце июня на Петербургском международном юридическом форуме Всеволод Вуколов, замминистра юстиции Российской Федерации, заявил, что в Госдуме разрабатывается законопроект, запрещающий «идеологию чайлдфри».

Чайлдфри (childfree, с англ. — «свободные от детей») — это люди, которые принимают добровольное решение не заводить детей. По данным за 2019 год, около 9% россиян собираются остаться бездетными. Среди причин не заводить детей чаще всего называют нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность, стремление «жить для себя», негативное отношение к детям и другие.

«Мы активно готовим законопроект по недопущению распространения чайлдфри. Это течение, которое говорит, что не нужно сегодня девушкам, особенно молодым, рожать. Таких идеологий экстремистской направленности много. Мы будем строить законодательную систему, которая бы все эти течения на территории РФ ограничивала», — отметил Вуколов.

По словам заместителя министра юстиции, законопроект направлен на охрану семьи. При этом важно «не допускать перегибов» при его обсуждении.

Идею ограничить «идеологию чайлдфри» поддерживают и некоторые депутаты. Так Бийсултан Хамзаев, депутат Госдумы, направил в Минюст письмо, в котором попросил запретить «движение чайлдфри». В беседе со СМИ Хамзаев признал, что чайлдфри как организации «не существует юридически», но при этом «фактически они ведут деятельность». Депутат упоминает организации, которые пропагандируют идею отказа от рождения детей.

«На институциональном уровне эти организации формируют общественное мнение и агрессивно уверяют человека, что ему не надо рожать детей ради личной свободы. Хотя это не свобода, а деградация личности. Это противоречит нашим ценностям и является настоящим экстремизмом», — цитирует депутата «Коммерсантъ».

При этом, по его словам, за личное мнение человека «никто не должен трогать», хотя «никто не отменял воспитательную и разъяснительную части».

Законопроект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри внесли в Госдуму еще в феврале 2023 года, но дважды отправляли на доработку. Третья версия законопроекта вернулась в Госдуму в июне прошлого года. Сейчас, на фоне обсуждения темы на федеральном уровне, обсуждение законопроекта вновь может продолжиться.

«Такие запреты вызывают недоумение»

Тема вызвала споры на разных уровнях. Например, Ксения Горячева, первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, раскритиковала законопроект. Он отметила, что не сталкивалась с таким движением в России.

«Но вот чайлдфри-условия у нас по всей стране: ипотеки за 20%, очереди в детские сады, низкие пособия», — говорит парламентарий.

АСИ связалось с Александрой Маровой, директором Центра содействия реализации родительских прав «Защитники детства» и Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, и попросило прокомментировать законодательную инициативу. Как отмечает эксперт, такой законопроект не решает конкретные задачи, связанные с демографией и поддержкой семей в стране.

«Когда законодатели выходят с разного рода запретами из серии ”отменить аборты”, ”ограничить идеологию чайлдфри” и так далее, возникают вопросы. Мне кажется, эти люди не до конца понимают, что ценность человеческой жизни состоит из очень многих аспектов. Деторождение — одна из ценностей, но отнюдь не единственная. Это нормальная ситуация в правовом государстве, когда люди сами принимают решения, сколько у них детей, когда они их заведут и будут ли рожать вообще», — говорит Александра Марова.

Как отмечает эксперт, инициатива вряд ли повлечет за собой повышение демографии, даже если будет приниматься вкупе с другими предложениями, например, с предложением сократить срок аборта.

Кроме того, есть риски: до сих пор непонятно, против кого законопроект будет применяться? Есть опасения, что законопроект будет применяться против обычных людей, которые не планируют рожать и воспитывать детей.

Фото: Sasha Freemind / Unsplash

«Если молодая 20-летняя девочка выходит и говорит: ”Я не хочу детей, лет до 40 рожать не буду, и вообще дети мешают жить”. Это тоже будет считаться ”идеологией чайлдфри”, из-за этого молодых людей будут привлекать по закону? Кажется, что цель инициативы — просто не дать об этом говорить, чтобы создать популистскую картинку непонятно для кого, что кругом идиллия и все российские граждане исключительно хотят родить много-много детей», — рассуждает Александра.

«Женщины найдут, как решить вопрос нежеланной беременности»

Благотворительный фонд профилактики социального сиротства специализируется на помощи семьям в кризисной ситуации и работает со случаями, когда ребенок оказывается без попечения родителей. За время работы фонду удалось сохранить в семьях почти восемь тысяч детей и предотвратить более двух тысяч отказов от новорожденных.

Как отмечает директор фонда, в большинстве случаев дети остаются без попечения родителей именно из-за неготовности взрослых взять на себя ответственность за их жизнь.

«Причины сиротства — это семейное неблагополучие, когда родители не в состоянии обеспечить надлежащий уход и присмотр за детьми. Оставляют их родным, вовлекают в разные противоправные действия, жестоко с ними обращаются. Все это маркеры того, что люди не готовы становиться родителями», — рассказывает эксперт.

Как правило, это неблагополучные семьи, а не те, кто считают себя чайлдфри. Поэтому, даже если законопроект о запрете «идеологии чайлдфри» примут, на рост числа детей-сирот это повлияет вряд ли. Но и позитивно на демографической ситуации не скажется.

«Это так же, как и с запретом абортов. Это не приведет к росту числа детей-сирот, а приведет к росту подпольных абортов и искалеченного женского здоровья. Или к всплеску медицинского туризма в те страны, где аборты делать можно. Потому что женщины найдут, как решить вопрос нежеланной беременности», — говорит эксперт.

Александра Марова отмечает: от запретов рождаемость не повысится, а семьи крепче не станут. Чтобы демография росла, нужны меры поддержки.

«Хотелось бы, чтобы люди при власти умели видеть реальные проблемы»

Как отмечает директор центра «Защитники детства», превалирующий фактор в принятии решения о рождении ребенка — это социально-экономический пласт, в котором живет семья.

«Если социально-экономические меры поддержки будут безбарьерные и легкодоступные, то люди, которые хотят реализовать свое право на родительство, будут это делать. И это один из способов поднимать демографию адекватным способом», — продолжает Александра Марова.

Среди таких мер поддержки эксперт выделяет недорогую или льготную программу по обеспечению жильем, доступные детские сады, качественную медицину и образование. Все это мотивирует заводить детей, потому что семья знает, что получит поддержку.

Фото: Ben White / Unsplash

При этом некоторые существующие механизмы (например, консультирование женщин, которые хотят сделать аборт, или агитация в информационном поле за создание семьи) тоже уместны. Главное — не переходить рамки разумного, уверена эксперт.

«Главный посыл в том, что люди имеют право рожать тогда, когда они хотят это сделать, а не тогда, когда государство всеми запретами и ограничительными мерами вынудило их это сделать. Никаких принуждений быть не должно. Хотелось бы, чтобы люди при власти умели спускаться на землю и видеть реальные проблемы граждан», — заключает Александра Марова.

Редакция АСИ подготовила еще один материал, посвященный запрету «движения чайлдфри». Узнать о правовом ракурсе в этом вопросе можно здесь

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике