Новости
Новости
16.09.2024
13.09.2024
12.09.2024
18+
Статьи

«Один кирпичик в будущем доме»: Мари Давтян о новом проекте защиты пострадавших от домашнего насилия

В середине мая стало известно, что депутаты разрабатывают законопроект, согласно которому нельзя будет забрать заявление о факте причинения легкого вреда здоровью. Планируется, что это позволит обезопасить пострадавших от домашнего насилия. АСИ попросило прокомментировать эту инициативу адвоката Мари Давтян.

Фото: Luis Villasmil / Unsplash

Новая инициатива предполагает защиту от домашнего насилия. Она направлена на то, чтобы изменить вид уголовного преследования по ч. 1 ст. 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности). Это позволит избежать ситуации, когда пострадавший забирает заявление из полиции.

Сейчас уголовные дела по этой статье считаются делами частного обвинения. Это значит, что возбудить такое дело могут только по заявлению потерпевшего в судебном порядке, а в случае примирения сторон такие дела подлежат прекращению.

Кроме того, по этим делам не проводится расследование. Потерпевший сам обязан не просто собирать доказательства преступления, но и оформить их в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, а также приходить на каждое судебное заседание, чтобы поддерживать свои обвинения. В случае неявки дело подлежит прекращению. Такие дела могут длиться от полугода и больше.

«Когда женщина ищет защиты, она идет в полицию и пишет заявление. Стоит ли говорить о том, какое давление оказывается на жертву после этого шага? Именно из-за угроз от партнера большинство женщин забирают заявления. А иногда и сами полицейские просят его забрать, мол ”помиритесь, все хорошо будет”», — прокомментировала инициативу Ксения Горячева, депутат Госдумы.

В Госдуме считают, что это решение позволит обезопасить тех, кто столкнулся с ситуацией домашнего насилия.

Мари Давтян, адвокат и руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО, уверена: частное обвинение неприемлемо в целом, когда в полицию обращаются пострадавшие от домашнего насилия. Это касается не только дел по ч. 1 ст. 115.1 УК РФ, но и ч. 1 ст. 116 УК РФ (Побои).

«Потерпевшим сложно собирать все необходимые доказательства самостоятельно. Это занимает огромное количество времени и сил, и крайне странно расследовать преступление против себя. А по делам о домашнем насилии это не только сложно, это еще и опасно», — подчеркивает Мари Давтян. 

С чем обращаются чаще?

В январе 2024 года АСИ рассказывало историю Галины Баскаковой. Женщина неоднократно подвергалась домашнему насилию со стороны бывшего супруга и пыталась привлечь его к ответственности по 116.1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость).

Как отмечает руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО, чаще за помощью обращаются в связи с побоями (ст. 116 УК РФ) или в связи с умышленным причинением средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).

«Побоев и средней тяжести вреда здоровью в нашей практике всегда много, а легкий вред здоровью встречается редко. Поэтому должен быть стандарт: если есть физическое насилие либо угрозы о его причинении, то должно быть публичное обвинение или частно-публичное обвинение», — подчеркивает Мари Давтян.

Если такие дела признают делами публичного или частно-публичного обвинения, это даст пострадавшим больше шансов добиться расследования и наказания для агрессора. 

Но даже идея признать дела по ст. 115 ч. 1 УК РФ — положительная тенденция. Например, часто за помощью обращаются с сотрясением головного мозга — это тоже квалифицируется как легкий вред здоровью. Поэтому поменять вид уголовного преследования — важное решение. Но также важно, чтобы работа в этом направлении была системной. 

Фото: Marco Bianchetti / Unsplash

«Если законопроект примут, нам станет легче. Агрессоров нужно привлекать к ответственности. Безнаказанность порождает еще большую агрессию. У нас и так немного инструментов защитить потерпевших, чтобы мы разбрасывались ими. Но этого недостаточно, чтобы решить проблему домашнего насилия. Пока — это один кирпичик в будущем доме», — говорит эксперт.

Как часто стороны примиряются?

Одна из сложностей в делах частного обвинения в том, что стороны могут примириться до суда. Поэтому бывают случаи, когда органы отказываются возбуждать данную категорию дел.

Адвокат подчеркивает: по закону пострадавший может забрать заявление до фактического возбуждения уголовного дела. Если расследование уже начато, по закону забрать заявление нельзя.

78%
респондентов считают, что пострадавшим нужно обращаться за помощью в правоохранительные органы, — опрос «VK Добро» и KION

«Мы в нашей практике сталкиваемся с тем, что заявления пишут, а потом по ним ничего не происходит месяцами. Например, если взять ст. 112 УК РФ: это статья публичного обвинения, но регулярно расследование растягивается настолько, что истекает срок привлечения к ответственности — два года», – приводит пример Мари Давтян. 

Как отмечает адвокат, это происходит из-за того, что единого алгоритма работы с делами о домашнем насилии нет. Как и системного подхода к борьбе с этой проблемой на государственном уровне.

Закон против домашнего насилия

«Вообще попытка перевести такие дела в дела публичного обвинения — только на моей памяти третья или четвертая. Мы предлагали это сделать вместе с законом против домашнего насилия, и отдельно в 2016 году Верховный суд предлагал сделать эти категории преступлений публичным или частно-публичным обвинением. Но все эти проекты были отклонены», — отмечает адвокат.  

Мари Давтян отмечает: если этот законопроект примут, тема домашнего насилия все равно не исчезнет из общественных обсуждений. Сказать, что проблема решается, можно будет только при выстроенной системе поддержки и принятом законе против домашнего насилия.

«Пока не выстроена система поддержки и оказания помощи, нет механизмов превенции ситуации домашнего насилия, мы так или иначе будем сталкиваться с этой темой. А говорить о том, что сегодня есть какие-то перспективы принятия отдельного закона против домашнего насилия, я пока не могу», — говорит Мари Давтян. 

Идею того, что в России нужна специальная федеральная программа по борьбе с домашним насилием, поддерживают и некоторые депутаты Госдумы. Одна из партий даже планирует презентовать свою концепцию такой программы до конца весенней сессии.

Фото: Levi Stute / Unsplash

Депутат Сардана Авксентьева также привела статистику, согласно которой две трети убитых женщин за 2011–2019 годы пострадали от домашнего насилия. По оценке депутата, более 12 тысяч женщин за это время убили их близкие.

«Да, нам нужен закон. А для этого нам нужны понятия, межведомственное взаимодействие, нормальные инструкции. Я смотрю на инструкции сотрудников полиции, и это ужас. Например, инструкция по профилактике нарушений в бытовой сфере. Инструкция на десять страниц, из нее только и ясно, что если ты профилактируешь, то должен вести журнал профучета. А что делать-то конкретно, не сказано», — рассказывает Мари Давтян. 

Системное решение

Адвокат подчеркивает: в стране нужна федеральная программа, которая объединит работу разных органов власти и наладит комплексное взаимодействие между полицией, социальными службами и другими органами.

«Почему мы все время говорим про закон? Поверьте, не из-за того, что я люблю законы. Просто невозможно выстроить комплексную систему без закона. Закон – это фундамент. И никто не сможет наладить межведомственное взаимодействие между полицией, соцслужбами и медиками на федеральном уровне, потому что это не прописано», — объясняет Мари Давтян. 

Как только будет закон, можно будет настраивать другие инструменты. Например, создать систему охранных ордеров, которые считаются одной из самых эффективных мер защиты в других странах.

Или открыть государственные шелтеры, службы психологической и юридической помощи и так далее.

«Ни НКО, ни правозащитники не могут на федеральном уровне заставить регионы открывать кризисные центры, использовать охранные ордера и так далее. Потому что нет такого закона. Это чисто федеральная компетенция. Так что отдельные инициативы хороши, но без системности проблема решена не будет», — заключает руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике