Сталкинг или преследование – это поведение, которое выглядит как постоянные попытки одного человека вмешаться в жизнь другого. Формы у сталкинга могут быть самые разные: сталкер может следить за человеком, поджидать его у дома, отправлять непрошенные подарки, угрожать и так далее.
Также существует киберсталкинг: когда один человек преследует другого в сети. Сталкер изучает социальные сети, отправляет навязчивые сообщения, регулярно звонит, пишет чужим друзьям и знакомым.
Классический сталкинг и киберсталкинг часто пересекаются. А значит, преследователь будет вмешиваться как в виртуальную, так и в реальную жизнь человека.
Но откуда сталкер знает, где будет человек, за которым он следит? Как отмечают эксперты, чаще всего преследователями становятся супруги, бывшие партнеры или слишком настойчивые ухажеры. Как правило, эти люди лично знакомы с жертвой и знают ее распорядок дня.
Также сталкинг можно выделить по двум другим признакам:
- с применением или угрозой применения насилия;
- причиняющий только моральный вред.
Первая форма сталкинга – это преступление, наказание за которое предусмотрено в УК РФ. Хотя доказать факт угрозы или причинения побоев порой бывает затруднительно.
«Сталкинг, причиняющий только моральный вред, может являться противоправным деянием, если содержит в себе признаки клеветы, наказание за которую предусмотрено в статье 128.1 УК РФ. По данной статье правоохранители “не любят” возбуждать уголовные дела, поэтому пострадавшим приходится бороться за полноценное рассмотрение их заявления», – говорит Стефан Лобов, координатор работы с пострадавшими и юрист проекта «Ты не одна».
Что делать, если человек понимает, что его преследуют?
Сейчас в России нет правовых механизмов, которые могли бы защитить пострадавшего от сталкинга. Поэтому важно предпринять меры защиты самостоятельно.
«Бояться, чувствовать безысходность и отчаяние в самые первые моменты и даже дни – это нормально. Но дальше гораздо более полезным будет успокоиться и начать действовать, защитить себя от бесцеремонного вторжения в вашу жизнь», – объясняет Светлана Коюшева, врач-психотерапевт, кризисный психолог и психолог проекта «Ты не одна».
Для начала важно понять: пострадавший не виноват в сталкинге. Преследование — это процесс, который происходит против его воли, это не флирт и не игры. Нельзя предугадать, как сталкер отреагирует на то или иное действие, поэтому винить себя за «неправильное» поведение не стоит.
Фото: Alexander Krivitskiy / Unsplash
Пострадавший может предупредить близких и друзей, что в его жизни появился сталкер. Нередки случаи, что преследователь начинает писать знакомым жертвы: будет хорошо, если они будут к этому готовы и не станут поддаваться на провокации.
В случае, если приходится лично контактировать с преследователем, нужно постараться избегать эмоций или уклончивых ответов. Некоторые сталкеры могут воспринять «туманные» формулировки как согласие.
Также стоит документировать разговоры. Это позволит собрать доказательства, которые потом можно показать полицейским. Если сталкер угрожает или шантажирует, это нужно задокументировать.
Еще один важный шаг – обеспечить свою кибербезопасность. Если есть риск, что у сталкера есть доступ к соцсетям пострадавшего, нужно поменять пароли, настроить двухфакторную аутентификацию, удалить из переписок компрометирующую информацию.
Не нужно бояться обращаться за помощью. Например, в правозащитный проект «Ты не одна», Центр защиты пострадавших от домашнего насилия и другие некоммерческие организации, которые помогают тем, кто столкнулся с насилием.
Стоит ли обращаться в полицию?
Сегодня в России нет административного или уголовного наказания за сталкинг: преследования официально не запрещены ни Уголовным кодексом, ни Кодексом об административных правонарушениях. В том числе из-за этого пока нет закона, который позволил бы выдать жертве преследования охранный ордер.
Несмотря на это, на вопрос «Что делать, если тебя преследуют?» эксперты однозначно отвечают: «Идти в полицию».
«К сожалению, сегодня в России крайне редко могут оценить риски и всерьез отнестись к заявлению о преследовании, особенно если преследование не воплотилось в уже совершенное физическое насилие. Мы стараемся находить в действиях преследователя хоть какие-то составы преступлений, чтобы привлечь их к ответственности», – говорит адвокат Мари Давтян, руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия.
Как отмечает Давтян, многие сталкеры прекращают преследовать человека после начатой следственными органами проверки.
Для подачи заявления в полицию нужно сохранить подтверждение преследования: можно делать скрины сообщений, записывать разговоры. Также стоит заранее предупредите друзей, которые могут подтвердить факт преследования в будущем. Собрав материалы, нужно прийти в полицию и написать заявление. Если полиция откажет в возбуждении уголовного дела, необходимо обжаловать это решение через прокуратуру.
«Даже если вы не уверены, является ли то или иное деяние преступлением, правоохранительные органы обязаны зарегистрировать ваше заявление, рассмотреть его и дать правовую оценку», – отмечает Стефан Лобов.
К каким статьям закона можно обращаться, чтобы наказать преследователя?
Как отмечает адвокат, в некоторых случаях правоохранители возбуждают против сталкера статьи о нарушении неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137 УК РФ) и об угрозе убийством (ч. 1 ст. 119 УК РФ).
Чаще всего преследование человека связано с нарушением неприкосновенности частной жизни. Этой статьей устанавливается запрет на сбор личной информации, в частности, о семье, состоянии здоровья. За некоторые такие действия наказание может последовать и по другим статьям УК РФ. Например, если преступник взломал телефон или соцсети и скопировал оттуда информацию или завладел компьютером с целью извлечения информации.
Фото: Warren / Unsplash
Все это уже не только нарушение неприкосновенности частной жизни, но и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
«Если злоумышленник требует деньги, шантажируя вас информацией, фото или видео, то он может быть наказан по статье за вымогательство (ст. 163 УК РФ). Такое достаточно часто бывает в ситуации, когда сталкер шантажирует жертву интимными фотографиями», – объясняет Мари Давтян.
Также преследователей можно привлекать по ряду административных статей: за оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) и мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ 20.1).
Одна из форм сталкинга – это распространение недостоверной информации о жертве. В этом случае можно подать иск против человека в порядке гражданского судебного производства: ст. 152 ГК РФ (защита чести, достоинства и деловой репутации).
Стоит ли отвечать сталкеру?
Психолог отмечает, что отвечать сталкеру, по возможности, не стоит. Если контакт неизбежен, желательно привлечь посредников. Это могут быть близкие доверенные люди, которые сильнее. Если со сталкингом столкнулась женщина, можно попросить о помощи мужа, отца, друзей. Есть вероятность, что они смогут донести до преследователя важные мысли без лишних эмоций.
«Им необходимы инструкции. Важно строить диалог сдержанно, но провокационными фразами и задавать компрометирующее вопросы. Например, уточнить: что будет, если она откажется общаться?
В этом случае могут быть вскрыты угрозы, яркие оскорбления, подробности его планов. Все это тоже обязательно задокументировать любым доступным способом. Для личной встречи желательно выбрать место, где есть видеокамера и возможность запросить запись с нее», – говорит Светлана Коюшева.
Если все же пришлось лично общаться со сталкером, стоит избегать двусмысленных отказов. В момент преследования может возникнуть страх, но нужно постараться не выйти на эмоциональный контакт с преследователем. Иначе у него может возникнуть иллюзорное ощущение, что с ним готовы общаться.
«Любая демонстрация тревожности раззадоривает сталкера и является той обратной связью, ради которой он совершает свои навязчивые действия. Очень важно заранее научиться сохранять спокойствие», – говорит кризисный психолог.
Также важно помнить: преследование со стороны сталкера не освобождает от ответственности.
«К сожалению, бывают случаи, когда пострадавшие от преследователей совершали в отношении своих преследователей серьезные преступления, такие как избиения, угроза убийством, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью. Чаще всего такие преступления совершаются от страха за собственную жизнь и безопасность, но с точки зрения закона – это преступление, за которое последует наказание», – предупреждает юрист проекта «Ты не одна».
Как можно успокоить и обезопасить себя?
Жить в постоянной тревоге сложно. Это изнашивает адаптационные системы организма: ухудшается самочувствие, нарушается сон, страдает память и внимание, качество жизни снижается. Поэтому важно давать себе периоды разгрузки от стресса.
«Можно использовать практику маленьких шагов. Даже если вы находитесь в опасной ситуации, определите для себя тот временной промежуток, в течение которого ничего не изменится. Это может быть час, 10 минут или даже минута. Кажется немного, но этого бывает достаточно, чтобы переключить напряжение», – советует психолог проекта «Ты не одна».
Такая передышка – и есть маленький шаг для тотального спокойствия. В это время можно делать дыхательные практики для успокоения. Можно постараться сбалансировать позу: встать или сесть ровно, руки и ноги симметрично, без перекрестов. Можно спокойно выпить чай. Сделать то, что хочется, чтобы прийти в себя.
Фото: Jeppe Hove Jensen / Unsplash
Такой цикл напряжения и расслабления становится осознанным. Человеку становится легче наблюдать свои состояния, и в стрессовой ситуации этот навык пригодится.
«Маленькими шагами вы сможете прийти к тому, что у вас будут силы защищать себя от преследователя. Вы сможете собирать необходимые доказательства, отправлять заявления для наказания сталкера. В вас будет чувствоваться сила. Тогда ему, скорее всего, не захочется иметь с вами дело, и ситуация разрешится окончательно», – говорит Светлана Коюшева.
Также необходимо подготовиться юридически:
- знать, какие деяния являются противоправными, а какие нет;
- знать, как написать заявление в правоохранительные органы;
- уметь подать жалобу на действия или бездействия правоохранительных органов;
- понимать, как взыскать моральный вред с преследователя при возбуждении уголовного дела.
А вот при ношении средств самозащиты важно помнить, что предметы, купленные в обычном магазине, могут быть запрещены к ношению. Например, кастет в России полностью запрещен и относится к холодному оружию, хотя его можно купить на некоторых маркетплейсах. Так что выбирать лучше с осторожностью.
А как защита от сталкинга выглядит на практике сейчас?
В реальности защита пострадавшего от сталкинга может длиться много времени и иногда заканчиваться неожиданно. Например, Центр защиты пострадавших от домашнего насилия несколько лет защищал девушку и ее близких от преследования бывшего молодого человека.
В период предварительного следствия сталкер продолжал преследовать потерпевшую и угрожал ей, поэтому правоохранительные органы избрали ему запрет совершения определенных действий. После того, как суд огласил приговор, в отношении сталкера мера пресечения была заменена подпиской о невыезде.
«Но он сразу же продолжил противоправную деятельность, систематически посылал угрозы убийством потерпевшей, угрозы причинения тяжкого вреда здоровью свидетелю по делу – матери потерпевшей, угрозы причинением тяжкого вреда здоровью знакомому потерпевшей, а также его родителям. Сталкер говорил, что продолжает собирать информацию о частной жизни потерпевшей, в том числе о ее передвижении, чтобы найти ее и убить», – рассказывает Мари Давтян.
После этого специалисты центра попытались добиться применения мер государственной защиты к потерпевшей и свидетелю по уголовному делу в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
«На наше заявление нам ответили, что у них нет возможности и ресурсов выдать специальные средства связи и оповещения об опасности, а также обеспечить охрану жилища. В качестве мер безопасности они смогли предложить лишь бронежилеты. Такая вот абсурдная ситуация, которая наглядно демонстрирует отношение к проблеме реальной угрозы жизни для женщин, пострадавших от преследования», – говорит Мари Давтян.
В любом случае, подчеркивают эксперты, необходимо пытаться добиться реальных действий от сотрудников полиции. Если будет принят соответствующий закон, справиться со сталкерами будет проще.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
- Александра Марова: «Пока тысячи женщин ползают по полу перед агрессором, священники говорят, что у нас в стране нет домашнего насилия»
- Сама виновата: как в Петрозаводске создавали выставку в поддержку пострадавших от домашнего насилия
- 30 лет сестринства: какой путь центр «Сестры» прошел для помощи пострадавшим от насилия в России