Все чаще некоммерческие организации представляют свои настольные игры. Одни используют их, чтобы обучать сотрудников, другие — чтобы популярно рассказывать о своей теме, а третьи — для формирования сообщества.
Настольная игра — легкая точка входа в сектор. Через игровые механики человеку интересно и нестрашно узнать что-то новое. Поэтому для многих НКО настольные игры — способ вовлечения аудитории в свою работу.
Например игра «Друзья заповедных островов» рассказывает о заповедной природе России, работе инспекторов, научных сотрудников, экопросветителей. Игроки выступают в роли волонтеров.
Кроме того, настольные игры ориентированы как на взрослых, так и на детей. Их можно использовать в учебном процессе, представлять на локальных мероприятиях, проводить на фестивалях. К каждой найдется своя аудитория.
Одна из таких игр — «Голоса глубин». Она рассчитана на взрослых и детей от восьми лет и рассказывает о жизни морских млекопитающих. Или игра «Заповедные данетки»: участникам нужно стать экодетективами и разгадать реальные ситуации, связанные с природой, из разных уголков России. Играть в нее можно в классе, в походе или на мероприятии.
«Игры позволяют посмотреть на тяжелые темы со стороны. Через игру удается убирать страхи, строить комьюнити, снимать психологические барьеры и стрессы», — приводит пример Наталия Полищук, руководитель информационных программ Всероссийского общества гемофилии.
Организация разработала две игры: «Генетический код», которая направлена на информирование о гемофилии и сопутствующих темах, и «Фактор жизни», построенную на реальных кейсах из жизни, где игрок должен выбирать, как развернется история.
Еще настольные игры используют внутри некоммерческого сообщества. Это игры, которые могут быть не очень интересны внешней аудитории, но позволяют передать опыт, знания и навыки, необходимые в деятельности НКО.
Такая игра есть у центра «Благосфера», она называется «Pro пространства», в ней каждый может стать основателем общественного пространства и постараться сделать его успешным. Или, например, после игры в «Валидность и инвалидность» можно научиться избегать типичных ошибок и узнать рекомендуемые нейтральные слова и понятия.
Как НКО создать настольную игру?
Всероссийское общество гемофилии решило создать свою настольную игру после того, как увидело похожий опыт у другой пациентской организации. Команда обратилась в мастерскую по разработке настольных игр в Самаре. Подготовить игру на орфанную тему было сложно и затратно, но организация получила поддержку Фонда президентских грантов.
Разработчики предложили разные техники, объяснили механику игр, провели математические расчеты. А Всероссийское общество гемофилии подготовило содержание игры: поговорило с пациентами, изучило литературу и так далее.
На создание игры в целом ушло полгода, а активная разработка длилась два месяца.
«А у нас были свои дизайнеры, с которыми мы дружим много лет. Они помогают нам оформлять презентации, а потом помогли сделать настольные игры», — делится опытом Любовь Колотилина, эксперт учебного центра АНО «Заповедники».
Иногда бывают сложности: например, центру «Благосфера» пришлось ограничивать себя в темах, чтобы добавить в свою настольную игру все возможное. Всю игру делала команда центра, от выбора механик до тестирования.
Фото: Christopher Paul High / Unsplash
Благотворительный просветительский фонд «Заповедное посольство» уже несколько лет проводит экологический марафон «Понеслось» вместе с «Норникелем». В 2023 году организаторы решили посвятить марафон настольным играм: обучили волонтеров их проводить и придумывать.
«Например, московская команда волонтеров, которая помогает центру реабилитации Husky Help, сделала игру-бродилку “Прогулки с хаски”», — приводит пример Ксения Гаспарян, директор по развитию благотворительного просветительского фонда «Заповедное посольство».
Лучшие настольные игры собрали в «Игровой набор волонтера». Там можно найти игры самых разных тематик — на разный случай жизни. В итоговый набор войдет 17 игр: пока готовы еще не все.
Где найти средства?
Распространенный способ найти финансирование для настольной игры — заложить ее разработку в гранте. Еще один вариант — собрать деньги при помощи фандрайзинга. Можно открыть краудфандинговый сбор, но не всегда они заканчиваются успешно. Но если у НКО уже есть настольные игры, можно направить часть средств с их продаж на создание новой игры.
«Собственные средства сложно находить, поскольку на разработку игры нужны большие деньги. И окупить это сложно», — говорит директор по развитию благотворительного просветительского фонда «Заповедное посольство».
Некоторые разработчики открывают на игры предзаказ: покупатели заранее оплачивают игру и получают ее одними из первых после релиза. Но, как отмечают опытные НКО, у них такой механизм не работает. Возможно, причина в аудитории, которая в целом не привыкла к такому.
Также нужно найти типографию (иногда не в своем городе), которая возьмется готовить небольшие тиражи. Это позволит избежать лишних трат и напечатать столько игр, сколько точно получится продать.
О чем важно помнить перед разработкой?
Первое, с чем НКО нужно разобраться, — для кого эта настольная игра и в каких условиях в нее будут играть.
«Тебе хочется сделать глобальную игру, но нужно понимать, что должны быть люди, которые захотят спокойно посидеть, разобраться в правилах. Фестивальные игры — другой формат, нужно делать акцент на удобстве и быстроте», — продолжает Ксения Гаспарян.
Также сразу важно понять, какой бюджет организация готова выделить на разработку и создание настольной игры. НКО делать настольные игры дорого, и это не окупается в большинстве случаев.
Фото: Christopher Paul High / Unsplash
Еще один важный фактор — качество игры. Приятная бумага, отсутствие острых краев, качественные материалы: если игра приятна тактильно, то и играть в нее будут активнее. Мелочей в разработке игры не бывает: каждая деталь может стать решающей.
«Нельзя забывать про тестирование. До того как вы отдадите задачу дизайнеру и пропишете ему техническое задание, постарайтесь подумать, какого размера должны быть карточки, что нужно для игры, как это будет выглядеть. Например, мы каждое тестирование приглашали сотрудников, которые не вовлечены в разработку, чтобы они замечали ошибки, которые мы пропустили», — говорит Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера».
Тестирование игры проходило в разных городах, с разными аудиториями в течение года. И после этого вносили доработки в игру. И конечно, игра должна нравиться команде — без этого успеха не будет.
Кроме того, настольная игра должна пройти сертификацию. На это тоже нужны деньги, и об этом важно помнить.
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.