Специалисты НКО защищают интересы глухих и слабослышащих, предоставляя им необходимые услуги и поддержку. Они помогают в решении различных проблем, начиная от принятия диагноза и заканчивая сопровождением в соцслужбы. Председатель Курганского отделения ВОГ Надежда Предвечная рассказала АСИ о том, как ее команда помогает людям с нарушениями слуха адаптироваться в обществе.
Спасительный видеозвонок
По образованию Надежда Предвечная — режиссер клубно-массовых мероприятий. В далеком 1982 году она согласилась поработать в клубе глухих, созданном при ВОГ, да так тут и осталась. С первых дней женщина поняла, что нужно изучить жестовый язык, чтобы свободно общаться с коллективом и не чувствовать себя дискомфортно.
«Я быстро погрузилась в изучение жестового языка. Это было непросто, но так увлекательно, — вспоминает председатель Курганского отделения ВОГ. — Для меня открылся целый мир. За годы работы я познакомилась с невероятными людьми, узнала их истории. Эта организация стала для меня не просто работой, а семьей».
Надежда Александровна обучает жестовому языку и одновременно решает множество организационных вопросов как руководитель. В последнее время она с командой сталкивается с растущим числом молодых людей, которые потеряли слух в результате заболеваний или тяжелых травм, включая боевые. Приходят родители с горестными историями, когда их дети неожиданно перестают слышать после перенесенных болезней. Часто обращаются теряющие слух пожилые курганцы. Все они ищут поддержки и консультаций. Надежда Предвечная поняла, что такие случаи требуют срочной и конкретной помощи.
«Потеря слуха — это глубокая эмоциональная травма, — отметила она. — Инвалиды по слуху часто ощущают себя изолированными. Чувства безнадежности и тревоги становятся их постоянными спутниками. Глухота — это тяжкое бремя не только для человека, но и для его близких.
Глухие сталкиваются с рядом препятствий: им сложно вызвать экстренные службы, записаться к врачу по телефону и решать множество бытовых вопросов. Порой единственной помощью становятся специалисты, владеющие жестовым языком, которые помогают преодолеть эти барьеры. Именно поэтому наш проект ”Скорая помощь глухим” так уникален и важен. Он стал результатом осознания актуальных проблем, стоящих перед людьми с нарушениями слуха».
Проект включает в себя различные направления, среди которых — диспетчерская служба помощи инвалидам по слуху. Специалисты предоставляют консультации и помощь в решении насущных проблем через видеосвязь.
Фото предоставлено Курганским отделением ВОГ
Ежедневно они обрабатывают 9–10 заявок. Всего задействованы восемь диспетчеров — переводчиков русского жестового языка, которые также сопровождают глухих в различных учреждениях города. Наиболее часто — в поликлиниках, особенно в осенний период, когда растет число простудных заболеваний.
«Переводчики, рискуя собственным здоровьем, преданно выполняют свои обязанности, — поделилась Надежда Предвечная. — Диспетчерская служба стала важнейшим инструментом для поддержки глухих. Раньше люди приходили сами в офис, делали заявки. Сейчас видеосвязь все упростила. К слову, наши специалисты обучают пользоваться смартфоном и техническими средствами реабилитации, такими как сигнализаторы звука, дверного звонка и домофона».
Помощь семьям
Команда проекта организовала и выезды в отдаленные районы, где отсутствуют сурдопереводчики. Так выявляют подопечных, нуждающихся в помощи, и предлагают им необходимые услуги.
«Встречаемся с глухими, с родственниками и выясняем, какие проблемы у них существуют. Кто-то не знает, как сделать новую индивидуальную программу реабилитации. По старой он когда-то получал кнопочный телефон и больше ничего. Мы все подсказываем, объясняем. Выезжаем к нашим подопечным и в дома-интернаты. Они живут со слышащими, и для них встреча с сурдопереводчиками, возможность просто пообщаться на жестовом языке большая радость», — делится председатель НКО.
Подворный обход. Фото предоставлено Курганским отделением ВОГ
Курганское отделение ВОГ сотрудничает с различными центрами слуха, что позволяет направлять людей на слухопротезирование и предоставлять информацию о необходимых специалистах. Однако просто надеть слуховой аппарат недостаточно, нужна большая реабилитационная работа, уточняет Надежда Предвечная.
Благодаря программе «Семейный помощник» подопечные адаптируются к новым условиям жизни после потери слуха и социализируются. Она включает консультации психолога, творческие и кулинарные мастер-классы для членов семей глухих, совместные просмотры фильмов с сурдопереводом, спортивные мероприятия.
«Мы также даем основы русского жестового языка, спрос на такой курс большой. Глухие и слабослышащие дети занимаются жестовым пением, а родители изучают русский жестовый язык. Недавно пришел человек, говорит, сестра в Дагестане живет, хочу с ней разговаривать по видеосвязи, научите. У меня в штате работают профессионалы-переводчики, в основном это дети глухих, которые такой язык впитали с молоком матери. Они прекрасно знают проблемы подопечных. Подключаем на мероприятиях и волонтеров, очень нужных нам помощников», — рассказывает руководитель НКО.
Психолог для людей с нарушениями слуха
Команда проекта проводит разъяснительные беседы с семьями. К примеру, что нужно делать, если ребенок потерял слух, как лучше понять его и найти общий язык. И тут на вес золота единственный психолог, владеющий жестовым языком, — Анастасия Предвечная.
«Моя дочь пользуется уважением и доверием подопечных, — продолжает Надежда Предвечная. — Сейчас достаточно много психологов, к которым можно прийти на консультацию. Но у глухого человека психика другая. Он не хотел бы, чтобы с ним стоял переводчик и знал о тех событиях, что с ним происходят. В Насте уверены — все обсуждаемое остается между ней и клиентом».
Психолог проводит индивидуальные и групповые сессии. По словам Анастасии, одна из главных проблем людей с потерей слуха — ощущение собственной неполноценности. Они нередко считают, что не могут быть полноправными членами общества из-за своего диагноза. Этот барьер становится препятствием для взаимодействия с окружающими. Страх перед тем, что другие будут смотреть на них иначе, усугубляет ситуацию.
«Такие мысли чаще надуманные, однако они сильно влияют на эмоциональное состояние человека, — говорит психолог. — Ко мне обращаются с высоким уровнем тревожности и недоверчивости. Многие боятся показаться слабыми, боятся осуждения или не верят в эффективность психотерапии в целом. Поэтому я всегда начинаю с создания безопасной и поддерживающей атмосферы.
Важны эмпатия, терпение и умение найти подход к каждому человеку. Моя цель — не просто решить проблему клиента, но и научить его самостоятельно справляться с трудностями в будущем, развивая его ресурсы и укрепляя самооценку».
Чтобы помочь своим подопечным, Анастасия использует различные методики. Во-первых, это беседы, направленные на разбор и понимание собственных чувств. Во-вторых, психолог проводит специальные практические занятия, в которых моделирует различные ситуации. К примеру, когда рядом нет переводчика и нужно попросить о помощи. Психолог объясняет, что такие упражнения учат глухих не только выражать свои потребности, но и понимать других — учитывать невербальные сигналы и эмоции собеседников.
«Не скажу, что у меня бывает запись на полгода вперед, — призналась Анастасия Предвечная. — Тем не менее стараюсь помочь всем, кто ко мне обращается. Никому не отказала. Часто работаю с внутрисемейными, детско-родительскими отношениями. Также люди приходят с трагедиями, которые происходят в их жизни. В этом году у нас было наводнение. Некоторые подопечные пострадали. Люди боялись, что вдруг вода пойдет и они из-за глухоты не услышат сирену. Мы проводили программу по моральной подготовке к чрезвычайной ситуации, как заново начать строить быт после паводка».
Профилактика потери слуха
«Скорая помощь» не только помогает подопечным и их семьям, но и уделяет внимание профилактике потери слуха среди молодежи. Совместно с учебными заведениями Кургана организуются занятия, на которых студенты узнают о важности бережного отношения к слуху, рисках, связанных с неправильным использованием наушников.
Фото предоставлено Курганским отделением ВОГ
На встречах присутствуют глухие и представители Курганского центра слухопротезирования. Кроме этого, студентов медколледжа знакомят с особенностями работы с людьми с нарушениями слуха. На мастер-классах учатся правильно коммуницировать и оказывать помощь. В процессе обучения они могут освоить дактиль (пальцевая азбука), что станет полезным навыком в будущей практике.
К окончанию проекта в следующем году планируется подведение итогов, где организаторы оценят достигнутые результаты и наметят пути развития. В частности, курганцы намерены поделиться опытом с коллегами из других регионов. Ожидается, что «Скорая помощь» создаст новые возможности для общения, обучения и социализации для глухих и слабослышащих.
«Сейчас на учете в отделении 1036 подопечных, членов ВОГ. Это, как правило, люди с инвалидностью по слуху с детства. Фактически позднооглохших в Курганской области гораздо больше. Может быть, благодаря проекту о нас узнают больше людей. Это будет самый лучший результат», — заключила Надежда Предвечная.
Проект «Скорая помощь» Курганского отделения ВОГ выиграл два президентских гранта.