Новости
Новости
24.02.2025
21.02.2025
20.02.2025
18+
Статьи

Василий Бардадымов: «Не стоит ждать стремления к знаниям, когда фокус сосредоточен на других переживаниях»

Исполнительный директор Благотворительного фонда «Школы мира» о трех причинах, из-за которых у детей обычно бывают сложности в обучении.

Фото: Michał Parzuchowski / Unsplash

За кажущейся простотой вопроса «Что делать, если ребенку сложно учится?» скрывается множество факторов, которые на это «трудно» потенциально влияют. До того как мы погрузимся в их разбор, предлагаю для начала принять одну истину. Ее сформулировал психолог Лев Семенович Выготский и подтвердили многие другие психологи.

Истина эта такова: всякое развитие есть преодоление трудностей, и всякое преодоление трудностей есть развитие. Члены грантового комитета нашей программы поддержки стипендий для старшеклассников о некоторых стипендиатах говорят: «Ребенок не благодаря, а вопреки».

Трудности действительно помогают формировать личность, если правильно готовить к ним ребенка. И как бы родители ни старались обезопасить свое чадо или создать ему комфортные условия, мозг обязательно найдет, из чего сделать проблему.

Если мы приняли этот факт, то можем приступать к осознанному анализу, чтобы понять, как сделать преодоление трудностей не травмирующим, а развивающим опытом. Для начала давайте оценим, в какой из трех плоскостей лежат эти трудности: физиологические изменения и особенности, психика или социальные условия.

Физиология, или Если вы вывихнули ногу, то не надо бежать марафон

Тут мы найдем и трудности, вызванные нормальными процессами развития ребенка, и сложности, связанные со спецификой его организма.

Самый яркий пример, знакомый каждому из нас в нормальном физиологическом развитии, — подростковый кризис. Эта гормональная перестройка организма одна из самых заметных. Однако нельзя забывать и о менее заметных, но оказывающих не меньшее влияние изменениях: рост ребенка в начальной школе, активное развитие префронтальной коры головного мозга в подростковый и предподростковый период.

И если ребенок испытывает трудности в учебе, которые связаны с развитием его организма, то, чтобы ему помочь, проанализируйте, не даете ли вы нагрузку, которая ему просто не по силам.

сложности в школе

Тренд последних нескольких лет «развивать ребенка по полной» зачастую приводит к обычному физическому истощению. Я и мои коллеги по фонду убеждены, что школьного образования часто бывает недостаточно. И от кандидатов на грантовые и другие программы мы ожидаем развития и вне школы, но тут важно не перегнуть палку. Хорошо, когда в блюдо добавлены специи. Плохо, когда их столько, что вкус блюда за ними уже не чувствуется.

 Фото: Scott Webb / Unsplash

И тут мы приходим к истине, известной любому родителю: мой ребенок уникален. Это действительно так, и если его уникальность связана с другим темпом физиологического развития, особенностями его прохождения, то трудности в учебе могут быть обусловлены несоответствием темпов программы, рассчитанной на среднестатистического школьника, и роста вашего уникального чада. И уж если закрались такие подозрения, пожалуйста, поговорите об этом с психологом или нейропсихологом.

Психика, или Не стоит предлагать пирожные тем, у кого нет хлеба

Трудности, лежащие в этой плоскости, одни из самых многочисленных. Чтобы не запутаться окончательно, предлагаю разобрать самые частые.

Начнем с простого: вспомните последние случаи, когда вам надо было разобраться с какой-то сложной темой. Если вам сейчас нужно докопаться до какой-то части нужной информации, вы эту деталь ищете в мысленной схеме? В цветной 3D-картинке? В тексте? Проводя логические построения от известных фактов? Надеюсь, этот пример достаточно ярко иллюстрирует, что для каждого из нас работа с информацией — это творчество, процесс которого понятен зачастую только нам самим. Да, для кого-то и цвета имеют запахи.

Тут мы с вами получаем целый букет причин трудностей в учебе. Все они связаны с тем, что написанное в учебнике или рассказанное учителем — это как речь на болгарском. Вроде звучит похоже на родной язык, а понять ничего невозможно.

Наверное, это одна из самых частых причин, почему некоторые школьные предметы становятся нелюбимыми. Ведь невозможно любить то, что к тебе, кажется, не имеет никакого отношения. В таких случаях часто может быть полезна помощь тьютора или хорошего репетитора, который научит взаимодействовать с предметом.

Допустим, мы разобрались с «как», но вот вопрос «зачем» — это еще один камень преткновения в обучении. Этот камень нередко лежит в основании педагогического диагноза «нет мотивации». Да и откуда ей взяться, если ребенку, вместо того чтобы заниматься важными вещами, приходится повторять какие-то действия, которые сами по себе несут для него немного смысла, да еще никто не объяснил ему, зачем они нужны.

сложности в школе

Такова специфика образования: оно отстает от реальности. Есть, конечно, знания непреложные и неизменные. Но, к сожалению, зачастую времени на объяснение практического применения даже непреложного знания у учителя не хватает. Появление интереса к знанию определяет мотивацию. В случае таких трудностей совет тот же: подыщите специалиста, который поможет пробудить в ребенке интерес.

Ну и последнее — про пирожные. Наше эмоциональное состояние не просто фон для обучения, оно существенно влияет на когнитивные процессы. Внимание, память, скорость мышления — все это напрямую зависит от состояния человека. Сильно ли ваша рабочая продуктивность зависит от того, испытываете ли вы стресс, тревогу, печаль или радостное возбуждение? А теперь помножьте ваш ответ на десять или возведите в десятую степень.

Психика ребенка гораздо более подвижна, и эмоции, которые он испытывает, заметно влияют на его обучение. И тут не стоит ждать стремления к знаниям, когда фокус внутреннего внимания сосредоточен на совсем других переживаниях. Помогите ребенку прожить эти эмоции. Опасаетесь, что сами не сможете, — обратитесь за помощью к психологу.

Социальная ситуация, или Чтобы выйти из зоны комфорта, в нее сначала нужно войти

Хоть разнообразие случаев тут весьма большое, причина всегда одна. Когда мы оказываемся в незнакомой ситуации, сперва нужно определиться с координатами. Неважно, перешел ребенок в 5-й или 10-й класс, теперь у него новая реальность. Переехали в другой город или просто сменили школу — все это приведет к перенаправлению сил ребенка на адаптацию к новой реальности, а это, в свою очередь, — к вероятным трудностям в учебе.

К кому бежать за помощью? К себе и ребенку. Для начала поймите, что эти изменения просто потребуют времени на адаптацию. Но если процесс затягивается, то, скорее всего, уровень стресса становится слишком высоким. И в этом случае предложите ребенку помощь психолога.

Благотворительный фонд «Школы мира» ведет и развивает образовательные проекты, дающие молодежи качественные образовательные возможности. Организация поддерживает обучение старшеклассников в первой на постсоветском пространстве школе United World Colleges. А также дает им возможность получить международное образование и ведет еще несколько проектов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике